ЭХ, ЕВРОПА!..
Когда поэзия Константина Ефетова, известного крымского учёного и писателя, была посвящена фольклору тюркских народов, то казалось, что нет и не может быть более благодарного материала для творчества.
Но настоящий творец, как известно, принадлежит всем временам и народам. И когда, воспев вековую восточную мудрость, поэт перенёсся из прошлого в актуальное настоящее, а географию своего творчества расширил за счёт европейских реалий, то оказалось, что новый контекст лишь подчёркивает универсальность как поэтического дара автора, так и используемой им формы афористишия, или короткого стихотворения-афоризма.
Новая книга Константина Ефетова начинается с размышлений о текущем социально-политическом моменте. Ярким вспышкам поэтических слепков с действительности придают глубину и объём евангельские параллели и сила авторского интеллекта, способного сопрячь несоединимое, как это происходит, например, в стихотворении «Инфляция»:
За тридцать монет
в наш продвинутый
век
Целуют
уже пятерых
человек.
Первая часть сборника называется «Темней всего перед рассветом...». В ней, обыгрывая известное изречение, автор отказывается предаваться пессимизму и унынию:
Всё плохо?
Не грусти об этом.
Темней всего
перед рассветом.
От огорчительных политических конфузов поэт переходит в плоскость повседневных горестей и бед, не менее значимых для конкретного человека, чем катастрофы мирового значения. И здесь он демонстрирует виртуозное умение подниматься над мелочностью и суетой обыденности, видеть важное и главное:
Нам часто
пешечек
подсчёт
Важнее
ценности
ферзя.
Нельзя
не принимать
в расчёт
Того,
что сосчитать
нельзя.
Вторая часть сборника - «Природой их разные движут программы...» — посвящена уже ставшей традиционной в творчестве Константина Ефетова теме взаимоотношений мужчины и женщины. И как обычно, в её интерпретации он опрокидывает привычные представления и банальные истины, усматривает единство в борющихся друг с другом противоположностях. Вот, например, афористишие «Красавица и чудовище»:
Хоть это
кому-то
совсем не понравится,
Нередко
чудовище -
это красавица.
В третьем разделе книги - «Кто такой этот Шерлок Холмс?» - автор обращается к жанру короткого рассказа. Со стихотворным творчеством прозаические произведения сближает неожиданная концовка и сатирическое либо юмористическое содержание. Темой рассказов стали казусы, произошедшие с автором во время его европейских путешествий. Фрагментарность европейского образования, скрупулёзность и ограниченность немецких служащих, отсутствие у них чувства юмора в нашем понимании, скаредность и крайний индивидуализм поведения европейцев в быту уже стали общим местом. Но в произведениях Константина Ефетова эти негативные черты многократно усиливаются эффектом неоправданного ожидания: невеждами оказываются не простые европейские обыватели, а учёные; невероятную обособленность коллеги проявляют не где-нибудь, а на корпоративной вечеринке (пати), проходящей под девизом «Мы все - одна большая семья!»; гипертрофированная забота немецких таможенников о том, чтобы на борту самолёта не было колющих и режущих предметов, заканчивается выдачей пассажирам... металлических вилок и ножей. Сквозная мысль небольших по размеру историй заключается в вопросе: так ли уж совершенна Европа? «Эх, Европа, нам до тебя ещё расти и расти», — иронично заканчивает один из своих рассказов автор. Но за авторской иронией нетрудно усмотреть и позитивное начало - умение видеть и ценить своё, родное, которое присуще настоящему таланту.
Наталья Яблоновская,
доктор филологических наук,
лауреат Премии АРК
|