Главная » 2012»Июль»23 » Караимов не пускают на Чуфут-Кале, а храмы-памятники разрушаются
18:28
Караимов не пускают на Чуфут-Кале, а храмы-памятники разрушаются
Есть ли национальность у… памятников? С одной стороны, они, бесспорно, достояние государства, с другой — многие из них в большей или меньшей степени связаны с культурой того или иного народа. Многие памятники роднит даже не принадлежность к определенной культуре, а печальное состояние, в котором они пребывают. Как отметила председатель Рескомитета АРК по охране культурного наследия Лариса Опанасюк, это хроническая нехватка денег на то, чтобы поддерживать их в достойном состоянии, исследовать, оформлять землю вокруг в качестве охранных зон.
Дубль два и больше
Этим летом много шума наделало заявление Скифо-Аланской общины Крыма, которая попросила посодействовать ей в установлении шефства над Неаполем Скифским, «аланским монастырем Чуфут-Кале» и несколькими другими объектами. Община пообещала «восстановить памятники» и… построить гостиницу для соотечественников, которые захотят быть поближе к истокам своей культуры. Впрочем, вскоре выступило другое национальное объединение — крымское республиканское общество осетин-алан «Алания», разъяснившее, что никто не пытается «забрать себе» памятники, что проявившая инициативу организация не представляет позицию осетин автономии. Беда Крыма в том, пояснил генеральный директор ГО «Всеукраинский информационно-культурный центр» Владислав Ермаков, что у многих культурно-национальных обществ существуют дублирующие структуры: по два и больше объединений, и им не всегда удается договориться относительно того или иного памятника. На прошедшем на днях в Рескомитете АРК по охране культурного наследия «круглом столе» оживленная дискуссия вспыхнула, когда речь зашла о Чуфут-Кале — пещерном городе, который крымские караимы считают ценнейшим памятником своей культуры. Директор Бахчисарайского историко-культурного заповедника Валерий Науменко заявил, что готов работать со всеми национальными обществами, сообщил, что договор о сотрудничестве заключен с Федерацией караимов Крыма. Председатель ассоциации крымских караимов «Крымкарайлар» Владимир Ормели проинформировал, что в федерации, которую он назвал искусственной организацией, нет… ни одного этнического караима, она создана группой экскурсоводов. При этом сами караимы, по его словам, лишены беспрепятственного доступа на Чуфут-Кале, возможности проводить там религиозные обряды, устраивать праздники, заботиться о территории.
Дают — бери?
По словам начальника отдела методики учета и охраны объектов культурного наследия Рескомитета АРК по охране культурного наследия Андрея Филатова, большая часть памятников архитектуры, имеющих отношение к разным народам, — это культовые сооружения. Их начали передавать религиозным общинам еще два десятка лет назад. «И если честно, ситуация не очень хорошая, — констатировал Андрей Филатов. — Многие памятники находятся в полуразрушенном состоянии, некоторые представляют собой руины, еще немного — и они перейдут в разряд памятников археологии, необходимы будут раскопки и восстановительные работы. Мы подсчитали: около 70 культовых сооружений имеют отношение к той или иной национальной группе, народу или конфессии. И только на 30 памятников заключены охранные договоры, еще 2 в состоянии подготовки». Статус памятника, если речь идет о зданиях, дает возможность сохранить его, уберечь от перестройки. Но как этого добиться? Председатель правления крымского республиканского общества крымчаков «Кърымчахлар» Дора Пиркова рассказала, что в Симферополе сохранился молельный дом крымчаков, построенный в конце XIX века, это нынешний жилой дом на 4 квартиры на ул. Краснознаменной, 33. «Нас очень беспокоит, что ремонт, который делают жильцы, изменит вид здания, будет утрачена часть нашего культурного наследия, — пояснила она. — Мы хотели бы, чтобы зданию придали статус памятника, взяли бы его под охрану. Обращались в разные инстанции, но дело с места не сдвинулось». Андрей Филатов считает, что придание статуса памятника жилому дому принесет множество проблем как самим жильцам, так и людям, на которых ляжет ответственность за сохранение объекта. Хотя и в Симферополе, и в других городах есть жилые дома со статусом памятников. Действовать, по его мнению, необходимо начать с ходатайства в горисполком о переселении жильцов. Кстати, это может оказаться чрезвычайно сложным делом — скорее всего, квартиры в доме приватизированы. Но если крымчакам пойдут навстречу, то впереди процесс перевода жилых помещений в нежилые, дорогостоящая реставрация, поскольку внутри дом перестроен. Сможет ли это осилить община крымчаков?
Ловушка для общин
К сожалению, нередко национальные общества, требующие передать им тот или иной объект, попадают в своего рода ловушку. На его полноценное восстановление средств нет, а народные субботники с латанием дыр приносят больше вреда, чем пользы. Государство по закону не обязано выделять деньги на культовые объекты. Как известно, в советское время культовые здания приспосабливали для самых разных нужд, и наследство того времени находится не в самом лучшем состоянии. «Возьмем хотя бы церковь в Нижней Ореанде, — привела пример начальник архитектурно-реставрационного отдела Рескомитета АРК по охране культурного наследия Алла Лазарева. — Ее использовали как склад, под фундамент постоянно стекали сточные воды, она находилась в очень плохом состоянии. А передали общине — и на нее свалились все заботы о церкви. В Феодосии передали общинам церкви — и объекты утрачивают историческую ценность, поскольку сиюминутный подход — «сейчас подремонтируем, а там посмотрим» — приведет к тому, что следующее поколение увидит не древнее наследие, а новострой». Обычная ситуация, когда общины получают объекты и подписывают охранные договоры, даже не вчитываясь в них, — а проектировщики там прописывают проведение реставрационных мероприятий в течение 3 лет. По истечении этого срока за невыполнение взятых обязательств уже начинают штрафовать, и жалобы на то, что денег нет, никого не трогают. Один из возможных путей, подсказала Алла Лазарева, — оформление договоров пользования, тогда памятник остается в ведении государства и есть надежда на бюджетное финансирование. Заместитель Федерации греков Крыма Мария Попандопуло озвучила еще одну сторону вопроса, связанную с памятниками, являющимися культовыми зданиями. «В Чернополье греческая община восстановила церковь чуть ли не от фундамента, привезла туда колокола, организовала музей греческой культуры, — рассказала она. — Теперь греков туда не допускают, крымская епархия диктует нам свои условия. Фактически греческий музей, не имея регистрации, около 10 лет работает по-черному, не отчисляя налогов, причем руководители музея никакого отношения к грекам не имеют. И такая ситуация по всему Крыму. Мы хотим беречь свои святыни, которые оставили наши предки, и непонятно, почему нам в этом препятствуют». В Крыму оставили след множество народов, от некоторых мы унаследовали вполне материальное наследство. Удастся ли его сохранить и передать следующему поколению?
Почему "федерация" это вам надо было спросить у первого её председателя, а она, к сожалению, уже почила. Да и какая вообще разница, это мелочи. Объединяет федерация в себе несколько ячеек по всему Крыму, потому она и Крымская республиканская. В ней состоят в большинстве караимы, члены их семей и те, кто разделяют цели и задачи организации, интересуются караимским наследием. Не понимаю, откуда такая агрессия берется? Вас кто-то настраивает что ли? Вы даже ничего не знаете о федерации, а уже отрицательно к ней относитесь. Что ещё странно, федерация была организована ещё в 2003 году, а грязь прямо из всех дыр полилась на неё только сейчас.
Люди-и-и!!! А может, просветит кто-нибудь, наверное, немного отставшую от жизни караимку. А почему федерация? Ну, вот в Ассоциацию "Крымкарайлар" входят караимские общества разных городов, причём реально это так и есть. А федерация, она из каких таких отдельных частей состоит, что она так громко называется "федерация"? Кого это она так в себе объединяет?
Как я понял, всё выглядит следующим образом: Лебедев сделал нам каку [якобы], так давайте обгадим с ног до головы всю организацию. Как гласит народная мудрость [некараимская] "лги, лги - что-нибудь да останется". Т.е., всему виной - один человек? Или это просто повод? Те качества, что перечисляет Илья, воспитывала в караимах их религия. Сейчас её отбросили на задний план, и теперь среди караимов можно встретить ужасных лгунов, ненавистников, одурманенных безграничной завистью и ничего не видящих дальше своего носа. И никакой тебе честности и добропорядочности. Потому-то и получается, что среди членов Федерации караимов якобы нет "ни одного этнического караима", что там "люди более преклонного возраста" и пр. бредни.
Сергею Караимы и сейчас не восстают против государства, а указывают, что Украина дала шанс на сохранение народа. Борятся лишь против отдельных чиновников на местах, которые то канатку хотят в Кале провести, то тропу проломить через стену на Бурунчаке, то караимов пускать только по согласованию с ними. Они же утверждают, что крепость не караимская, а осетинская, аланская,любая. В начале прошлого века караимы боролись против властей Бахчисарая, которые разрешили разбирать крепость на камень и сообщали, что крепость - собственность руководства города. Случаи аналогичные
Если федерацией руководит(неформально конечно) такая личность как Лебедев, то оно лицом и является. Караимы как раз те, это не те кто выдает себя за караима – самозванцы-лжецы. И еще одна национальная черта караима – это ум и тяга к знаниям. Правильно, караимы верно служили, но только не государству, а отечеству, а так же тем правителям, которые хорошо к ним относились, которые не отнимали у них землю(а наоборот давали), святыни, которые уважали их веру и традиции…. В школе про гражданскую войну читали небось? Так вот, практически все офицеры-караимы воевали против советской власти. Читайте, Сережа. Больше читайте. И не только историю. Начните с Конституции Украины. Уверен, найдете для себя много нового
Лебедев - это не лицо федерации. Только его ассоциировать с федерацией - это по меньшей мере не правильно. А караимы уже совсем не те, что были во времена Фирковича. Ещё караимы всегда верно служили тому государству, в котором они жили. Никогда не восставали против него, его законов. Были почетными гражданами. Сейчас совсем всё по-другому.
На мой взгляд, не за что, а почему. Чтобы быть Караимом не достаточно иметь процент крови или соблюдать субботу. Намного важнее соответствовать ментально. Такие черты как - честность, храбрость, порядочность, совестливость… не пустые слова для каждого караима. В прежние времена их честность была хорошо известна в Крыму, слову Караима доверяли как письменному обязательству. Ну скажите пожалуйста, такой человек как Лебедев, может называться караимом? Да у меня язык не повернется его так назвать.