Древние обычаи, обряды, традиции, фамилии, архаизмы языка, народный фольклор, особенности мировоззрения и материальной культуры – важная часть наследия далеких предков, сохраняющегося поныне в остаточной форме. Реликты этнокультуры возвращают к гунно-хазарскому периоду истории, являются связывающим во времени и пространстве звеном с родственными народами Алтая, Сибири, Кавказа…, расширяют представление о происхождении, истории, мировоззрения и самосознания этноса. Сохраняются реликты, как духовной, так и материальной культуры: хазарская халва утешения – хазар катматы, кожемялка, тестомешалка – талкы, орнаменты и тамги и т.д.
Научная ценность архаичных предметов очевидна, реликты этнокультуры крымских караимов изучали в разное время академики Т. Ковальский, А. Зайончковский, А. Самойлович, С. Шапшал, проф. Морелевский, наиважнейшее значение обычаев и традиций в мировоззрении караимского народа указывали Т. Леви-Бабович, Б. Кокенай, Л. Ефетова-Габай, Т. Ормели…
Старейшин – хранителей народной памяти становится все меньше, и все большую значимость приобретают свидетельства представителей прежних поколений. В этом плане интересны материалы М. Коджака*:
«Несмотря на то, что караимы исповедовали монотеистическую религию, они оставались верными верований своих предков, что является предисторическим культом древнейших народов, в частности, киммерийцев. По-видимому запрет Библии не поклонятся этому культу, как явному язычеству, против которого она борется, никакого влияния на караимов не имел ибо для них традиционные верования предков были выше религиозных принципов религии Моисея…
Хотя газзан А. Фиркович переименовал ее [дубовую рощу Балта Тиймэз] в Иософатовую долину, все же это нисколько не приблизило к библейскому вкусу». И далее: «Это упорство сохранения культа предков аборигенами Крыма следует понимать скорее как традицию народа, который видел в ней выявление своей национальности» (по рукописи книги из архива Сем. Мих. Шапшала).
А. Бабаджан с сыновьями на Балта Тиймэз
В.Ормели
__________
* Михаил Бабакаевич Коджак (Севастополь, 1897 – Бразилия, после 1984) – известный архитектор, новатор, доброволец 1-й Мировой войны и участник гражданской войны, боевой офицер, видная фигура Белой эмиграции. Выпускник архитектурной школы в Париже. Жил во Франции, Китае, Бразилии. Происходил из знатного рода. Прадед – герой обороны Севастополя (1854-1855), Георгиевский кавалер. Братья – боевые офицеры, отличившиеся в 1-й Мировой войне. Брат-близнец И. Коджак в дальнейшем известный философ.
|