В преданиях крымских караев есть упоминание об Ашламакуне (гунне) и Карамане (Богатыре), охранявших горные проходы к местам убежищ населения. В газете "Крымкарайлар" (2005, 12 окт., № 81) уже рассказывалось о скальном изваянии на массиве Беш-Кош, в долине Ашлама-Дере. Караман пока не найден.
фото 1
«Гунн» из Ашламы (фото 1) по размерам сопоставим с реальным человеческим лицом. Он с усами, а волосы собраны наверх в пучок, и спадают на левое ухо как «оселедець» у запорожских казаков (точнее у казаков как у «гунна»). У извания нет части носа, что может быть связано как с разрушительным воздействием природных факторов, так и с людским вандализмом.
Подобные изображения, оказывается, есть в Сюйренской крепости, в долине р. Бельбек. Здесь, на краю обрыва, на расстоянии около 2м. друг от друга вырезаны два лица.
Правая скульптура (фото 2) меньше по размерам левого и несколько меньше реального лица. Она представляется более древней, так как черты сильно сглажены и характер растительности на лице разобрать трудно. Волосы, как и у «гунна» из Ашлама, собраны в пучок или валик , оставляя сильно открытым лоб, но «оселедця» нет. На лбу, современным дебилом, начертана плохо читаемая дата (вероятно дата посещения этого места).
фото2
Левое изображение (фото3) по размерам близко к реальному, а по сохранности - самое лучшее. Наверное, оно высечено позже правого. На нем явственно выделяются борода, усы и обрамляющие волосы.
фото3
Лица всех трех стражей решительные и суровые, с тюрскими чертами. Не вызывает сомнения, что изображены воины. Полагаем, что изображения были оберегами, защищающими хазарские крепости и убежища от врагов. Поиск подобных изображений в районах средневековых укреплений внутренней гряды продолжается.
М.Кальфа
|