Отголоски древних верований
Яйца входили в пищевой рацион тюркских народов, использовались в гигиенических целях, имели магическое значение.
Куриные, утиные, индюшачьи яйца варили, жарили, пекли, клали в тесто. Печеные куриные и утиные яйца с солью и перцем были повседневным и ритуальным блюдом. Показательно изречение:
Ашнын йахшы: йымырта тÿз бÿбер билен.
Лучшая еда: яйцо с солью и перцем.
Макет страусового яйца (Центральный музей Тавриды)
В самых старых кенаса и мечетях висели страусовые яйца. Их значение ныне утрачено. Крупный специалист по культуре караев Б. Кокенай пишет, что у крымских караимов есть «сохранившиеся традиции древнейших культур и религий. Но они уже потеряли свое первоначальной значение, и мы теперь даже не знаем их смысла. Так, в начале этого столетия [XX в] в храме кенаса в Кале висело перед алтарем страусовое яйцо. То же было и в евпаторийском караимском храме, в Бахчисарае в дворцовой мечети «Хан Джами» до революции я видел три страусовых яйца, висевших перед михрабом. Теперь они хранятся в Бахчисарайском музее. Значение их уже в наше время затерялось и у караимов, и у татар». Далее Б. Кокенай приводит слова Бейма (1862), что яйца указывают служителям на необходимость мысленно стремится к Богу «подобно тому как страус пристально смотрит на зародыши своих птенцов, пока они не выйдут из скорлупы». «здесь непонятно, – продолжает Кокенай, – как может страус пристально смотреть на зародыши своих птенцов пока они не выйдут из скорлупы» если птица в это время высиживает яйца? Объяснение этому мы находим в книге… Йенса Бьерре «Затерянный мир Калахари»… «глупые самки страусов оставляют по одному яйцу на песке у гнезда, чтобы не забыть для чего сидят на остальных. Если бы не это яйцо, рассеянная страусиха поднялась бы и ушла». Б. Кокенай не исключает что у караев и крымских татар яйца являлись символом бесконечности жизни в цикле яйцо-птица-яйцо. Священнослужители иногда в прошлом держали при себя яйцо страуса. Гахан С. Шапшал носил его в оплетке из кожаных ремешков, находясь в Крыму в середине 1950-х годов.
Этот обычай нашел отражение в фольклоре:
Дэвэ кушу (бунакъ) козлер йымыртасены, Онынъ учун къырылмыштыр джуббейсийнынъ гъайтаны.
Страусовое яйцо смущает взор,
Наверное из-за него порвался шнур шубы.
Мотив яйца присутствует в культуре, обрядах и шаманской практике многих тюркских народов.
Макет страусового яйца из дерева, выкрашенного в голубой цвет, с золотыми пятиконечными звездами и нарисованной красной оплеткой сейчас сохраняется в Центральном музее Тавриды.
Интересно, что в домах караев выпуклые пятиконечные звёзды, украшавшие резные деревянные потолки, выделялись серебряным или золотистым цветом на сине-голубом фоне домашнего «неба». Усеян звёздами и темно-голубой куполообразный потолок кенаса Тракая (Литва).
А. Полканова
|