Приветствую Вас Гость | RSS

Статьи и материалы о Кале

Главная » Статьи » Популярное! » Самые читаемые материалы

Страусовые яйца в кенаса и мечетях Крыма
Отголоски древних верований
 
 
    Яйца входили в пищевой рацион тюркских народов, использовались в гигиенических целях, имели магическое значение.
     Куриные, утиные, индюшачьи яйца варили, жарили, пекли, клали в тесто. Печеные куриные и утиные яйца с солью и перцем были повседневным и ритуальным блюдом. Показательно изречение:
 
       Ашнын йахшы: йымырта тÿз бÿбер билен.
Лучшая еда: яйцо с солью и перцем.
 
Макет страусового яйца (Центральный музей Тавриды)
 
     В самых старых кенаса и мечетях висели страусовые яйца. Их значение ныне утрачено. Крупный специалист по культуре караев Б. Кокенай пишет, что у крымских караимов есть «сохранившиеся традиции древнейших культур и религий. Но они уже потеряли свое первоначальной значение, и мы теперь даже не знаем их смысла. Так, в начале этого столетия [XX в] в храме кенаса в Кале висело перед алтарем страусовое яйцо. То же было и в евпаторийском караимском храме, в Бахчисарае в дворцовой мечети «Хан Джами» до революции я видел три страусовых яйца, висевших перед михрабом. Теперь они хранятся в Бахчисарайском музее. Значение их уже в наше время затерялось и у караимов, и у татар». Далее Б. Кокенай приводит слова Бейма (1862), что яйца указывают служителям на необходимость мысленно стремится к Богу «подобно тому как страус пристально смотрит на зародыши своих птенцов, пока они не выйдут из скорлупы». «здесь непонятно, – продолжает Кокенай, – как может страус пристально смотреть на зародыши своих птенцов пока они не выйдут из скорлупы» если птица в это время высиживает яйца? Объяснение этому мы находим в книге… Йенса Бьерре «Затерянный мир Калахари»… «глупые самки страусов оставляют по одному яйцу на песке у гнезда, чтобы не забыть для чего сидят на остальных. Если бы не это яйцо, рассеянная страусиха поднялась бы и ушла». Б. Кокенай не исключает что у караев и крымских татар яйца являлись символом бесконечности жизни в цикле яйцо-птица-яйцо. Священнослужители иногда в прошлом держали при себя яйцо страуса. Гахан С. Шапшал носил его в оплетке из кожаных ремешков, находясь в Крыму в середине 1950-х годов.
     Этот обычай нашел отражение в фольклоре:
 
                Дэвэ кушу (бунакъ) козлер йымыртасены,
                                  Онынъ учун къырылмыштыр джуббейсийнынъ гъайтаны.
 Страусовое яйцо смущает взор,
                Наверное из-за него порвался шнур шубы.
 
 
     Мотив яйца присутствует в культуре, обрядах и шаманской практике многих тюркских народов.
     Макет страусового яйца из дерева, выкрашенного в голубой цвет, с золотыми пятиконечными звездами и нарисованной красной оплеткой сейчас сохраняется в Центральном музее Тавриды.
      Интересно, что в домах караев выпуклые пятиконечные звёзды, украшавшие резные деревянные потолки, выделялись серебряным или золотистым цветом на сине-голубом фоне домашнего «неба». Усеян звёздами и темно-голубой куполообразный потолок кенаса Тракая (Литва).
 
А. Полканова
 
Категория: Самые читаемые материалы | Добавил: basai (01.07.2012) | Автор: basai E
Просмотров: 2748 | Комментарии: 4 | Теги: Страусовые яйца, кенаса | Рейтинг: 5.0/15
Всего комментариев: 4
18.10.2012
4. arturas [Материал]
Не могу пройти мимомо очередного вранья.Книга ЛЕВИТ свидетельствует только о том, что караимы не могли есть страусятину.Цитата выдернута из контекста.Никто об этом и не пишет.Да и страусятины в Крыму не было.Конину караимы тоже не ели, но на конях ездить и пахать на них не гнушались.У любителей фантастики здравый смысл затуманен ненавистью.Шапшал умер в 1961 году.До конца он вел активный образ жизни.Живы,славо богу, его современники в Литве, которые помнят и чтят многие детали его великой жизни.В 50-е годы он не только мог, но и бывал в Крыму и не только.Страусиное яйцо есть в Литве в музейном фонде Шапшала.Экспонировалось,наряду с другими предметами на 600-летие в Вильнюсе в здании музея на кафедральной площади.Лично видел.В традиции литовских караимов пишется kenesa(кенеса) и это слово не склоняется.Какое отношение знание русского языка имеет к написанию караимского слова не понятно.В караимском языке вообще склонений нет.Опять безмозглая ненависть.

11.10.2012
3. Тарас [Материал]
У Лёхи (любителя фантастики) проблемы не только с русским языком. Там все намного хуже. Процесс пошел к деградации.
О страусовых яйцах уже столько написано(кто только не писал: Фиркович, Шапшал, Б. Ельяшевич ...) и опубликовано, что не знать может только самый ленивый… или такой тупой как Лёха.

08.10.2012
2. Сашко basaidai (basai) [Материал]
Большое спасибо любителю фантастики за разъяснения по правилам русского языка. Теперь я знаю, что надо писать "страусс", "страусинные" и "валялиць". А его фраза "об учителе, проверяющего домашние работу" - шедевр во всех отношениях! Всем нам еще надо учиться, учиться и еще раз учиться, дабы достигнуть высот знаний Любителя фантастики!

08.10.2012
1. Люблю фантастику [Материал]
Очередная фальшивка из пера потомков родоначальника Караимской фантастики,русского по национальности,сына православного священника,Он то писал фантастику намеренно,спасая свою караимскую жену,во время оккупации Крыма.
Но рассказать своим потомкам об этом не успел,потому что его депортировали, а они .не зная об этом оверили его сказкам.

На самом деле:
1.Страусс или его яйцо не может находится в храме верующего в Пятикнижьев том числе и караимов,потому что там черным-по-белому написанно(книга "Левит"):
"Из птиц же гнушайтесь сих: орла, грифа и морского орла,
11:15 всякого ворона с породою его,
11:16 страуса, совы, чайки и ястреба с породою его
"
Если где-то и есть такое яйцо то оно было занесено туда нерелигиозными нео-караимами.

2. Шапшал врядли мог быть в Крыму в середине пятидесятые годы потому что:
а) Он был больной 80-летний старик,проживавший в далёком Вильнюсе умерший вскоре после этого
б) Страусинные яица в СССР на улицах не валялиць и не продавались
г) Оригинал статьи академиков караимской фантастики, ссылается на свидетельства В Ормели,
В середине 50 годов Ормели было 4 года,поэтомому врядли он мог что либо точно помнить .

Помимо проблем со знаниями истории у караимской принцессы Полкановой,есть проблемы и со знанием русского языка.
Она не знает что слово "кенаса" имеет ударение на втором слоге и поэтому склоняется.

Понятно почему воспоминания об учителе ,проверящего домашние работу вызывает о некоторых её поклонников неприятные ассоциации

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Мини-чат
Важные даты
Праздники сегодня
Погода
Словарик
Кyн йахшы! - Добрый день!
Баш yстyнэ - Пожалуйста
Савлыкъ билен кэтыныз (барынъыз)! - Идите со здоровьем! (ответное) - говорит остающийся
Хайыр болсын (болсун)! - Всего доброго!
Алла разы болсун - Большое спасибо
Новые комментарии
В разделе караимы в Великой отечественной войне упомянут мой отец Гаммал Валентин Яковлевич капитан

Поздравляю с выходом этой прекрасной книги, Софья Гелиевна! Помню всегда Ваших чудесных родителей!

22 марта 2015года наступил Йыл Баши – Новый год караимского календаря Улуг Ата санавы – Счёт

Друзья сайта
  • Газетв крымских караимов Къырым къарайлар
  • Караимы Литвы
  • Караимы Польши
  • Статистика
    Яндекс.Метрика
    SeoMonitor.INFO - Сервис проверки доменов
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    [ Кто нас сегодня посетил ]
    Поиск