Сымыт Исааковна Кушуль была разносторонним человеком со знаниями во многих областях науки по интересующей ее тематике - крымским караимам. Она много лет собирала всю информацию, какую только могла получить в тех условиях. Ее снабжали сведениями и литературой разные люди из разных городов и даже стран. Это были не только караимы.
Сымыт Исааковна считала, что «наука в вопросе о караимах … фальсифицируется до наглости, а пресечь это явление некому. Сознание этого страшно угнетает и тяжелым камнем ложится на душу. Где искать выхода? Кто поможет?» (18.03.1986). И она прилагала все усилия для прекращения такого положения вещей. Именно с этой целью ею написано большинство работ. Их не много. Ведь часто время и усилия тратились на переписку, попытки издать работу, сбор информации, не говоря уже о работе, домашнем хозяйстве и т.д.
Так, очень долго не выходила в свет работа «Археолог А.С.Фиркович – домыслы и факты». Ее издали только в 1993 г. в Брегах Тавриды № 2. Сымыт Кушуль боролась за честное имя Фирковича. Будучи на Балта Тиймэз, она даже взяла горсть земли с его могилы (сейчас конверт с землей находится в музее). «Меня морально угнетает обстоятельство, что вот прошло уже 129 лет по его [Фирковича] смерти, когда он сам не в состоянии обелить свое имя, а мы, его соплеменники, - караимы, которым он отдал столько лет титанического труда, до сих пор не реабилитировали его имени, что также ложится пятном и на всех караимов. Сознание, что, если этого не сделаем мы, ныне живущие, то это уже никогда, никто не сделает меня волнует.» писала Кушуль в 1995 г. (12.12.1995).
Свои воспоминания оставила Сымыт Исааковна и о своем единомышленнике – Борисе Яковлевиче Кокенае – ученом и собирателе. «Б.Кокенай – мой друг. …очень прошу вас, примите, пожалуйста все меры, что бы статья, посвященная Б.Кокенаю была опубликована» (не совсем дословно) (17.04.1993). Статья «К столетию со дня рождения и 25-ти со дня смерти Бориса Яковлевича Кокеная» была опубликована в Караимских вестях № 3 за 1998 г. и в Мещанской газете № 5 за январь 1994 г.
Первый раз статья «Караимы и их историческая связь с Джуфт-Кале» для публикования была передана в СГУ на кафедру истории в марте 1982 г. Герцен попросил и работу о Фирковиче, которая была передана в мае. После 21 месяца мотания нервов статьи были возвращены автору, а в публикации отказали, сославшись на несоответствие научному профилю кафедры. О Фирковиче отказалась публиковать в 91 г. и издательство «Таврия» по «мотиву – нет бумаги». Работу «Караимы и их историческая связь Джуфт Кале» С.Кушуль предлагала распространять среди туристов в Бахчисарае и Кале, потому что «это мероприятие значительно поможет борьбе с … сознательно искажающими происхождение и историю караимов» и далее: «с этой же целью крайне необходимо создание стендов со сведениями о караимах» (01.07.96). «Крымские караимы и их связь с Чуфт-Кале» (1980-1982, рукопись) не опубликована до сих пор. А стенд мы сделали.
Удалось опубликовать работу «Общественная жизнь караимов Крыма в 20-30-х годах» в сборнике «Крымская АССР (1921-1945» тираж 10000 экз.
С любовью к Евпатории («Евпатория – родной город караимов») разместила на своих страницах газ. Евпаторийская здравница от 26,27, 31.07.91 и др.
«К вопросу о государственной религии Хазарии» опубликовано в «Караимских вестях» № 25 в 1996 г. Тираж очень мал. Поэтому эта статья не доступна широким массам.
Этнографическую справку «Крымские караимы» 1990, ксерокопировали тиражом аж 150 экз.
«…крайне необходимо бороться с искажением сведений по происхождению и истории караимов до их публикации, так как последующие возражения не имеют и одного процента ценности пресечения публикации» - писала С.Кушуль (15.09.1990). Иногда этой ей удавалось. Но энергия тратилась на переписку и переговоры. Переписку научную, которую можно считать отдельной работой. Например, ответ С.И.Кушуль на рецензию по работе Б.Я.Кокеная «Крымские караимы», 1978 г., Евпатория, рукопись.
Предвидя возможную критику, Сымыт Исааковна писала: «Но все мы в вопросах караимоведения – дилетанты и хотя подчас фактически в курсе более чем некоторые «номинальные специалисты» других национальностей, нам всегда могут бросить упрек в дилетантстве.» (10.08.91 г.).
Наверняка, есть еще работы. К сожалению, не все мы их имеем. Много надо публиковать. Сымыт Исааковна боролась и за публикации Кокеная, Шапшала, Ельяшевича. Была членом научного совета. В письмах часто встречается, что «надо бы», или «надо сделать». Рекомендации и направления к дальнейшей деятельности. Неутомимость в отстаивании честного имени и справедливости.
Она очень не любила, когда редакторы правили ее работы. Иногда принимала это как необходимость из-за формата издания, в большинстве же случаев очень нервничала, так как считала, что любое исправление меняет ее замысел. Но очень редко все же просила поправить, или сократить свою статью.
Язык С.Кушуль понятен, лаконичен и краток. Все статьи читаются легко, на одном дыхании. Хотя они были научными, но читались, как детектив, или роман.
«…они [фальсификаторы] не замедлят «сожрать» нас – караимов – «живьем»... Поэтому я так прошу и призываю Вас принять все возможные теперь меры, чтобы не дать им (…) в вопросе фальсификации нашей истории и происхождения идти по зеленой дороге; пусть, мерзавцы, хоть спотыкаются о наши обоснованные возражения». (15.09.1990). Сымыт Исааковна имела отношении и к статье в БСЭ о караимах.
«Я хотела бы обратиться к мировой науке с великой просьбой: защитить нас, крымских караимов от… посягательств и дать нам, как народу, возможность, уходя с арены жизни, остаться в истории тем, что мы представляем в действительности: народ тюркского происхождения, со своим родным, а не заимствованным караимским языком».
А. Полканова
Симферополь
|