1 апреля (старый стиль) 1870 г. в Евпатории родился Семен Эзрович Дуван. Ему, представителю одного из старейших караимских родов, суждено было стать самым выдающимся главой города за всю его историю. И хотя его имя уже при жизни было широко известно в Крыму и за его пределами, но по особенному оно звучало в Евпатории, где он не только «Божьей милостью Городской Голова», но, если хотите, еще и легенда, символ безвозвратно ушедшей эпохи, человек, ставший знаковой фигурой в истории города начала ХХ века. Далеко не все, в том числе многие, занимавшие куда более значительные государственные должности, оставили по себе такую память. В последние годы о С. Дуване написано немало. Читая и тех, кто оценивает его деятельность исключительно позитивно, и тех, кто склонен критиковать (есть и такие) невольно ловишь себя на мысли, что все они волей-неволей подпадают под обаяние этой яркой неординарной личности.
В публицистике не раз уже отмечалось, что Евпатории традиционно «везло» на Городских Голов. Действительно, до него тот же С.Панпулов и граф Н. Мамуна (возглавлял город 20 лет), немало сделали для процветания Евпатории, да и чем плохи были те же А.Нейман и М.Ефет?! И все же С.Дуван заслоняет всех, как предшественников, так и последователей.
В годы правления С. Дувана (в 1906-1910 гг. и в 1915-1917 гг.) бюджет Евпатории вырос в пять раз (!), неузнаваемо преображался город, превращаясь в курорт европейского уровня. Столь стремительных темпов экономического развития, градостроительства Евпатория не знала ни до, ни после. Следует учесть и объективные предпосылки — благоприятные условия для развития экономики в России перед революцией. Да и не смог бы добиться столь впечатляющих результатов С.Дуван, не будь тогда в городе достаточного количества энергичных, талантливых архитекторов, инженеров, врачей, промышленников и т. д., среди которых можно отметить знаменитого врача Б. Казаса, городского врача К. Антонова, купца, главу греческой общины города Ф.Василькиоти, зодчих А.Генриха и П.Сеферова, построивших десятки красивейших зданий в Евпатории, и многих других.
Может быть, имя С.Дувана так памятно евпаторийцам, что он проявил себя и как благотворитель?! Безусловно, и эта его деятельность также впечатляет: построена и подарена городу библиотека им. Императора Александра II, по завещанию отца выстроена богадельня, передано 30 тыс. рублей на нужды армии в годы Русско-японской и Первой мировой войн. Невозможно перечислить все его пожертвования на нужды малоимущих, финансовую помощь при строительстве различных общественных объектов, как, например, при строительстве греческой церкви и т. д. Но и здесь, справедливости ради, укажем, что было немало благотворителей превосходящих Дувана: А.Гелелович, на деньги которого было построено профессиональное отделение женского караимского училища, его брат Г. Гелелович с супругой, основавшие санаторий «Чайка», С.Коген, построивший бесплатное караимское ремесленное училище и т. д.
Видимо, феномен С.Дувана объясняется в первую очередь тем, что он обладал редкой совокупностью личных качеств, которую принято называть харизмой. Вне всякого сомнения, это была харизматическая личность, что давало возможность, при наличии острого ума, энергии, деловой хватки, не просто улавливать веяния времени и принимать единственно правильные решения (хотя как у всех смертных были и ошибки) и добиваться их выполнения, но, главное, увлечь, повести за собой самых настойчивых, трудолюбивых, талантливых... Сформировался устойчивый круг единомышленников, соратников, а они, имея такого лидера, были способны на многое. Они — это и перечисленные выше и десятки других, стараниями и трудом которых Евпатория становится одним из самых известных курортов России уже до революции (в 1915 году на Всероссийском съезде по улучшению отечественных лечебных местностей Евпатория была признана рекреационным районом общегосударственного значения) и остается таковым и в советский период, и в настоящее время в Украине.
Изучая наследие С.Дувана, не перестаешь удивляться его прозорливости, умению вникать в суть проблемы, его мыслям, направленным на созидание. Причем многое из этого наследия, если не все, не потеряло актуальности и в наши дни.
Несколько лет назад в Сочи прошло совещание по развитию курортной отрасли в России, где присутствовали представители крупнейших российских рекреационных регионов и ведущие специалисты по развитию туризма, здравоохранения и рекреации, министры. На совещании присутствовал руководитель одной евпаторийской здравницы, который с восторгом рассказывал о масштабах развития курортов в Краснодарском крае, но, главное, - делился он своими впечатлениями, что лейтмотивом всего совещания была теза — успехов в развитии курорта можно добиться лишь при активном участии государства. Как тут не вспомнить сказанное С.Дуваном более 100 лет назад: «Курортные места поистине должны считаться достоянием всего государства, а не кучки жителей маленького городка, и заботы о развитии тех местностей должно, безусловно, нести все население государства, которое им пользуется». (Обращение к приезжей курортной публике… Евпаторийский Вестник. 22.07.1909 г. № 51, с.2).
Вспоминается еще один показательный пример. В 80-е годы прошлого столетия многочисленные группы советских туристов посещали Чехословакию. Как правило, туристические маршруты проходили через город Готвальдов — центр обувной промышленности государства. При ознакомлении с самим производством, а до 2-й Мировой войны — это известная на весь мир фирма «Батя», - чешские гиды обязательно показывали туристам прилегающие к заводу кварталы из небольших (на 2-х хозяев) домиков с садовыми участками, которые отстроил владелец фирмы для своих рабочих в 30-е годы ХХ века. При этом с неизменной гордостью подчеркивалось ,что это пример — едва ли не исключительный для всей Европы того периода. Не могу утверждать относительно всей Европы, но в Евпатории, на четверть века раньше, С.Дуван в 1909 г. предлагал (сопровождая предложение экономическими расчетами) снести цыганскую и часть татарских слободок, а жителей переселить в район Новой Слободки, предоставив им новое жилье безвозмездно (!) за счет города. Несколько сотен, а то и тысяч беднейших жителей города имели шанс начать новую жизнь в приемлемых условиях. «40 тысяч рублей вполне хватит на осуществление намеченной задачи. Затратив, таким образом, сравнительно небольшую сумму, собрание Думы не только сделает истинно благое дело, создав здоровый приют сотням обездоленных, но честных и трудолюбивых жителей Евпатории, но и раз и навсегда избавит город от веками загрязненной и зараженной части его » - из доклада в Евпаторийскую городскую Думу С.Дувана «О перспективах курортного и экономического развития города» 30.11.1909 г.
Доклад Дувана, давно уже именующийся в кругу местных историков, как знаменитый, поражающий своей лаконичностью и одновременно грандиозностью замыслов, точностью поставленных целей и механизмами их реализации, Городской Думой принят не был. Главная причина — масштабность. Она значительно превосходила уровень той Евпатории. Большинство гласных думы просто не смогли или побоялись поверить в возможность реализации предложенного в докладе. Масштабность замыслов — одна из драматических коллизий в судьбе Дувана — он, несомненно, опережал свое время. С этим связано то, что он не был в 1910 году переизбран на второй срок Городским Головой. И какая бы блестящая команда не была сформирована С.Дуваном, но консерваторы преобладали.
Трудно перечислить все государственные и общественные должности С.Дувана за весь период жизни в Евпатории. Гласным Городской Думы он стал в 28 лет и переизбирался на эту должность в течение 19 лет; в 1912-1915 гг. он возглавлял Евпаторийскую земскую управу, а еще был почетным Мировым судьей по Евпаторийскому уезду, председателем попечительского совета женской и мужской гимназий и проч. Его деятельность отмечена правительственными благодарностями и орденами, но главной наградой было признание его заслуг в родном городе, как на бытовом, в массе горожан, так и на официальном уровне. И улица, названная его именем (Постановление Евпаторийской Городской Думы от 17.04.1907 г.) - яркое тому подтверждение. Уместно напомнить, что С.Дуван — единственный из всех, когда - либо родившихся в Евпатории, удостоен такой чести при жизни. В 1907 г. могло показаться, что такое решение несколько преждевременное, но, как показало время, абсолютно верное.
Следует отметить характерным для С.Дувана умение делать все на высшем уровне. Это качество человека. И нет ничего удивительного в том, что его сельские хозяйства были образцовыми ,а выведенные в них породы овец и лошадей получали золотые и серебряные медали на самых престижных выставках. И дом С.Дувана - один из красивейших в Евпатории. И его паровая мельница считалась едва ли не лучшим мукомольным предприятием Крыма в конце XIX — начале ХХ века. И рабочие этого предприятия были из самых квалифицированных и высокооплачиваемых в Евпатории, потому и отказались участвовать в забастовке 1905 года, и вынуждены были прервать работу, лишь когда большевистские агитаторы перешли от требований к прямым угрозам.
Безусловно, С.Дуван олицетворял в себе черты представителя средней и крупной буржуазии начала XX столетия. Ее отличие от нынешней прежде всего в том, что она (во всяком случае, лучшая ее часть, к которой и относился С. Дуван) была почвенной, т.е. не мыслила себя вне отечества, и своим трудом способствовала его процветанию. Для С. Дувана отечество — это Россия, Крым и, конечно же, Евпатория. Любовь к родному городу перехлестывала его. О нем он и писал, и говорил почти всегда восторженно, порою давая оценки не вполне соответствующие реальности, и, к тому же, в категорической форме. Хотя бы следующее: «Я уверен, что не может существовать двух мнений насчет того, что едва ли где во всей Европе найдется местность, столь обильно снабженная лечебными силами, при столь удачном стечении их в одном месте, как это имеется здесь». (Обращение к приезжей курортной публике ... Евпаторийский Вестник 22.07.1909 г. №51, с.2). Согласитесь, «что едва ли где во всей Европе» звучит несколько преувеличено. С.Дуван, помимо прочего, несомненно, был одним из самых знаменитых, ярких представителей караимского народа. Многие его личные черты соответствовали национальной ментальности: почвенность, деловая хватка, склонность к благотворительности и т. д. В то же время его отношение к соплеменникам трактуется неоднозначно. Так, Б.Ельяшевич в «Караимском биографическом словаре» характеризует С. Дувана в этом плане достаточно противоречиво. Вначале он пишет: «Дуван принимал видное участие и в жизни своих единоплеменников караимов...» («Караимы» выпуск XIV, книга 2, М.,1993, с. 46). А в следующем абзаце читаем: "Караимского образования (т. е. знания родного языка и литературы) Дуван не получил и был воспитан своим отцом в общеевропейском духе. Последствием этого явилось пренебрежительное отношение со стороны Дувана ко всему родному национальному и слепое подражание всему европейскому" (там же, с.46). Б.Ельяшевичу было прекрасно известно, что С.Дуваном было сделано для караимов, потому, будучи человеком честным, он не мог не написать о «видном участии» Дувана «в жизни единоплеменников». Но в то же время, принадлежа по духу, образованию и социальному положению к части караимского общества, которая традиционно была ориентирована на религиозные ценности и нормы бытия, он, естественно, не мог позитивно оценивать реформаторство С.Дувана. Его точка зрения как раз и отражает позицию упомянутой части караимского общества. Кстати, учитывая ее еще достаточно сильное влияние на весь народ в целом в начале ХХ столетия и особое положение караимов в Евпатории, нетрудно понять, почему перевыборы С.Дувана в 1910 году не увенчались успехом. Любопытно, что Б.Ельяшевич объясняет неудачу на выборах «диктаторским характером» С.Дувана. Да, характер у него был жесткий, властный (а у какой сильной личности он мягкий?!), но не диктаторский. Надо полагать, что очень уж невзлюбила Дувана консервативная часть караимской общины города. Отсюда и истоки ригористичности суждений Б.Ельяшевича: «пренебрежительное отношение ко всему родному» - это потому, например, что не носил национальной одежды? Так ведь положение не позволяло. Он же Городским Головой был для всех евпаторийцев, а не только для караимов. Или: «слепое подражание всему европейскому». Да не слепое и не подражание. А использование европейского опыта применительно к местным условиям. Было бы больше таких «подражателей» и не были бы мы все сегодня там, где есть...
Скорее всего, в период написания «биографического словаря» Б. Ельяшевичу не был известен весьма примечательный факт биографии С.Дувана — его поездка в сентябре 1938 года в Германию. Тогда, находясь во Франции и являясь одним из признанных лидеров караимской эмиграционной общины, он, заручившись поддержкой Русского эмигрантского Бюро, религиозных и других организаций, посетил Берлин. Им были направлены два обращения на имя министра внутренних дел по вопросу определения статуса караимов в фашистской Германии. С.Дуван предпринял и ряд других действий. Итогом проделанного был официальный ответ Рейхсдепартамента по генеалогическим исследованиям, удостоверяющий, что германскими властями караимы не отождествляются по этническим признакам с семитами. Официальное «разъяснение», полученное С.Дуваном 5 января 1939 года имело важное значение для окончательного решения по этнической идентификации Крымских караимов в дальнейшем. Оно в немалой степени способствовало тому, что караимы были избавлены в годы 2-й Мировой и Отечественной войн от геноцида по этническому признаку на оккупированных немцами территориях. И как после этого оценивать отношение С.Дувана к своим единоплеменникам?! Вопрос риторический.
памятник С.Дувану на Театральной площади, Евпатория
Многим обязаны караимы С.Дувану, многим обязан город. За последнее время немало сделано для увековечивания его памяти. Возвращено историческое название улицы, принятое в 1907 году, учреждена Дувановская премия, на его доме установлена мемориальная доска, в зале заседаний исполкома на видном месте портрет С.Дувана работы Н.Дудченко, в 2005 году на Театральной площади установлен памятник работы А.Шмакова. Но очень хотелось бы, чтобы был выполнен пункт завещания Семена Эзровича, умершего 5 февраля 1957 года в небольшом французском городке Болье — сюр-Мер, о захоронении его праха на родине в Евпатории. Это, наверное, если не самое последнее, то, несомненно, самое важное, что могут и должны сделать сегодня потомки для С.Дувана. Важное и для сохранения благодарной памяти о нем, а, может быть, еще важнее для самой Евпатории.
Самое же значительное в его наследии заключается в том, что оно реально и сегодня. Работает построенная им библиотека; функционирует трамвай (из почти 20 км трамвайных линий около 16 км проложено в Евпатории до революции), для открытия которого в 1914 г. он потратил столько усилий; по-прежнему одной из архитектурных доминант остается в Евпатории его дом, а красивейшими районами города были и есть «дувановские», построенные в его время и, во многом, при его содействии, и по-прежнему главной сценической площадкой города остается уникальное здание театра, построенного по инициативе С.Дувана. Но, главное, продолжает, как и надеялся Семен Эзрович, преображаться Евпатория. Иногда в том направлении, которое намечал С.Дуван, иногда отклоняясь, но несмотря, ни на что, растет, развивается город. И слова, сказанные Городским Головой 19 июня 1911 года перед общественностью города в гостинице «Дюльбер», неразрывной нитью связывают С.Дувана и Евпаторию, ее прошлое и будущее: «Да, господа, вместе с Вами я люблю Евпаторию, люблю так горячо, как только можно любить родину. Люблю еще и потому, что на долю мою досталось редкое счастье внести и свою лепту для ее роста и развития. Я верю и в светлое будущее Евпатории, и твердо уповаю, что будущее это не за горами, ибо зерна, брошенные на евпаторийскую почву, попадают на почву благоприятную».
В.Кропотов
Евпатория, 2010
|