В конце 1990 гг. М. Сарач написал, но не опубликовал статью с таким названием. Экземпляры этой работы он выслал А. Айвазу, М. Казасу и Ю. Полканову. Ниже публикуем ее текст. Михаил Семенович Сарач указывал, что в своем токовании термина гахан он придерживается того же мнения, что придавал ему С. Шапшал в отношении крымских караимов Крыма и Франции. Итак, слово М. Сарачу.
Я поясню мою точку зрения. Анан и его последователи – караимы не признавали таинств. Никто не мог прибавлять или устанавливать обязательные толкования Священного Писания. Это – основа караимской религии. Но общество и религиозная община не могут обойтись без организатора молебнов, религиозных встреч и объединителя единоверцев. Таких людей община обычно выбирала и могла заменять по своему усмотрению. Это были газзаны. А гаханы, в переводе главные ханы, были гражданские предводители.
Чингиз-хана выбрали гаханом, как пишут все историки, но он не был духовным предводителем.
Наши ханы Бабовичи, Пампулов и Шапшал не были выходцами из духовного сословия и, понимая суть и смысл нашей религии, не устанавливали никаких догм и были терпимы в применении обрядов. Никого из караимов не исключали за несоблюдение их.
Россия до революции была религиозным государством. Люди определялись по религии духовным правлением – православным, мусульманином и т.д. Им выдавали метрические свидетельства. Николай Первый дал караимам возможность избирать себе руководителей не из духовного сословия. Их мы называли главными ханами – гаханами. Они представляли народ перед властями, выдавали метрические свидетельства. Выбирались не духовенством, а представителями сообществ, как в старину они избирались тюркской феодальной знатью. Их утверждала гражданская российская власть.
Ныне Украина и Россия не религиозные государства. Никакой власти у избранного гахана не было бы. Так что и выбирать его нет смысла. Это нарушало бы основы учения Анана и привело бы к вражде разных обществ. Стало бы столько же гаханов, сколько областей и больших городов. Роль гахана у нас играет теперь гражданский представитель народа, председатель каждого общества. Председатель объединяет считающих себя караимом по происхождению, независимо от веры.
Религиозный гахан невозможен у караимов еще потому, что они соблюдают принцип терпимости и признания права за каждым думать и толковать, как он хочет. А без обязательных постановлений духовной иерархии гаханство немыслимо. Догм у караимов никогда не было и не может быть.
Духовная иерархия была у караимов до революции, как того требовало построенное на религии русское законодательство: метрики, брачные и разводные свидетельства были в компетенции духовенства. Ныне у духовенства власти нет. А при ее отсутствии духовное лицо не может быть главным ханом.
До меня дошли слухи, что ставится вопрос о выборе гахана. Знающие и понимающие нашу религию, не могут согласиться с этой идеей.
С 1920 г единственное общество крымских караимов за границей было во Франции. Его учредил С. Крым, до революции в России кандидат в гаханы. Его выбрали председателем гражданского общества караимов Франции, независимо от их веры. Он не хотел быть гаханом, ибо французское государство, как и русское ныне, не давало и не дает никакой власти духовенству.
Гахан – «хан ханов» – немыслим без власти. Иначе эта пародия или самозванство привели бы к расколу караимов. – Одни его признали бы. Другие смеялись бы над ним. И каждое общество стало бы выбирать своего гахана.
Другое дело – право духовных общин выбирать себе газзана. Он не может претендовать на установление обязательных религиозных правил. Его роль – объединять верующих и организовывать духовную жизнь, учитывая настроения паствы. Эта структура соответствует идеям Анана (8 век) и культурных людей 20 века.
Сейчас все люди образованы, свободны думать и критиковать, а не идут слепо, как стадо за вожаком.
Навряд ли найдется кто-нибудь из караимов, кто мог бы претендовать на то, что глас Божий идет из него. Гахан – это главный хан. Ни один наш гахан никогда на это не претендовал. Без таинств не может быть догм. А таинств мы никогда не признавали. Они означают прямую связь Всевышнего с человеком, которая дана исключительным лицам. Гахан – главный хан – не имеет ничего общего с религией.
М. Сарач, почетный академик РАЕН
|