Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2015 » Март » 1 » О ГАХАНАХ
11:57
О ГАХАНАХ

В конце 1990 гг. М. Сарач написал, но не опубликовал статью с таким названием. Экземпляры этой работы он выслал А. Айвазу, М. Казасу и Ю. Полканову. Ниже публикуем ее текст. Михаил Семенович Сарач указывал, что в своем токовании термина гахан он придерживается того же мнения, что придавал ему С. Шапшал в отношении крымских караимов Крыма и Франции. Итак, слово М. Сарачу.

 

Я поясню мою точку зрения. Анан и его последователи – караимы не признавали таинств. Никто не мог прибавлять или устанавливать обязательные толкования Священного Писания. Это – основа караимской религии. Но общество и религиозная община не могут обойтись без организатора молебнов, религиозных встреч и объединителя единоверцев. Таких людей община обычно выбирала и могла заменять по своему усмотрению. Это были газзаны. А гаханы, в переводе главные ханы, были гражданские предводители.

Чингиз-хана выбрали гаханом, как пишут все историки, но он не был духовным предводителем.

Наши ханы Бабовичи, Пампулов и Шапшал не были выходцами из духовного сословия и, понимая суть и смысл нашей религии, не устанавливали никаких догм и были терпимы в применении обрядов. Никого из караимов не исключали за несоблюдение их.

Россия до революции была религиозным государством. Люди определялись по религии духовным правлением – православным, мусульманином и т.д. Им выдавали метрические свидетельства. Николай Первый дал караимам возможность избирать себе руководителей не из духовного сословия. Их мы называли главными ханами – гаханами. Они представляли народ перед властями, выдавали метрические свидетельства. Выбирались не духовенством, а представителями сообществ, как в старину они избирались тюркской феодальной знатью. Их утверждала гражданская российская власть.

Ныне Украина и Россия не религиозные государства. Никакой власти у избранного гахана не было бы. Так что и выбирать его нет смысла. Это нарушало бы основы учения Анана и привело бы к вражде разных обществ. Стало бы столько же гаханов, сколько областей и больших городов. Роль гахана у нас играет теперь гражданский представитель народа, председатель каждого общества. Председатель объединяет считающих себя караимом по происхождению, независимо от веры.

Религиозный гахан невозможен у караимов еще потому, что они соблюдают принцип терпимости и признания права за каждым думать и толковать, как он хочет. А без обязательных постановлений духовной иерархии гаханство немыслимо. Догм у караимов никогда не было и не может быть.

Духовная иерархия была у караимов до революции, как того требовало построенное на религии русское законодательство: метрики, брачные и разводные свидетельства были в компетенции духовенства. Ныне у духовенства власти нет. А при ее отсутствии духовное лицо не может быть главным ханом.

До меня дошли слухи, что ставится вопрос о выборе гахана. Знающие и понимающие нашу религию, не могут согласиться с этой идеей.

С 1920 г единственное общество крымских караимов за границей было во Франции. Его учредил С. Крым, до революции в России кандидат в гаханы. Его выбрали председателем гражданского общества караимов Франции, независимо от их веры. Он не хотел быть гаханом, ибо французское государство, как и русское ныне, не давало и не дает никакой власти духовенству.

Гахан – «хан ханов» – немыслим без власти. Иначе эта пародия или самозванство привели бы к расколу караимов. – Одни его признали бы. Другие смеялись бы над ним. И каждое общество стало бы выбирать своего гахана.

Другое дело – право духовных общин выбирать себе газзана. Он не может претендовать на установление обязательных религиозных правил. Его роль – объединять верующих и организовывать духовную жизнь, учитывая настроения паствы. Эта структура соответствует идеям Анана (8 век) и культурных людей 20 века.

Сейчас все люди образованы, свободны думать и критиковать, а не идут слепо, как стадо за вожаком.

Навряд ли найдется кто-нибудь из караимов, кто мог бы претендовать на то, что глас Божий идет из него. Гахан – это главный хан. Ни один наш гахан никогда на это не претендовал. Без таинств не может быть догм. А таинств мы никогда не признавали. Они означают прямую связь Всевышнего с человеком, которая дана исключительным лицам. Гахан – главный хан – не имеет ничего общего с религией.


М. Сарач, почетный академик РАЕН

 

 
Просмотров: 949 | Добавил: basai | Теги: караимизм, Гахан, таинства, религия, Анан, Крымские караимы, Сарач, Чингиз-хан, Панпулов, караи | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 1
07.03.2015
1. Vladimir Ormeli (krymkarai) [Материал]
"...Да, были люди в наше время, 
Не то, что нынешнее племя..."
Себя считать непогрешимым, 
Тем принося вред соплеменникам своим,
Превознося себя над всеми,
Заботясь лишь о благе личном, 
Не видя дальше носа своего,
Мечтая лишь о титуле значимом,
Не думая о том как он смешон...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мини-чат
Важные даты
Праздники сегодня
Погода
Словарик
Кyн йахшы! - Добрый день!
Баш yстyнэ - Пожалуйста
Бахышланъыз, джаным - Извините, пожалуйста
Алла разы болсун - Большое спасибо
Аф этынъыз - Простите
Новые комментарии
В разделе караимы в Великой отечественной войне упомянут мой отец Гаммал Валентин Яковлевич капитан

Поздравляю с выходом этой прекрасной книги, Софья Гелиевна! Помню всегда Ваших чудесных родителей!

22 марта 2015года наступил Йыл Баши – Новый год караимского календаря Улуг Ата санавы – Счёт

Архив записей
Друзья сайта
  • Газетв крымских караимов Къырым къарайлар
  • Караимы Литвы
  • Караимы Польши
  • Статистика
    Яндекс.Метрика
    SeoMonitor.INFO - Сервис проверки доменов
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    [ Кто нас сегодня посетил ]
    Поиск