Тенденция, однако...
Герцен А. Г. Мангуп: город в крымском поднебесье. - Симферополь: Таврия, 2007.
С. 25.«На кладбище хоронили не только усопших последователей караимизма, но и ортодоксальных иудеев — раббинитов. Различить надгробия по их конфессиональной ориентации не представляется возможным, на нее не указывают ни эпитафии, ни формы памятников».
Однако автор умалчивает, что различить памятники иудеев и караимов легко по направлению захоронения: у иудеев — запад-восток, у караимов — север-юг, на кладбище Мангупа ориентация памятников север-юг.
Герцен А. Г., Могаричев Ю. М. Крепость драгоценностей. Кырк-Ор. Чуфут-кале. — Симферополь: Таврия, 1993.
А эту брошюрку по количеству искажений и дезинформации можно смело заносит в книгу рекордов Гиннеса.
С. 111. «В дальней части храма находился Гехал (алтарь). В нем помещалась уже упоминавшаяся Тора. В алтаре находились три позолоченные доски с эмблемами трех миров и нарисованными фигурками Иеговы, семи свечей и жертвенника. Здесь же находились два страусиных яйца».
Сравните с цитатой из: С. Бейм. Память о Чуфут-Кале (Одесса, 1862), С. 47: «В нем [Алтаре] помещается Сефер-Тора... К этой части причисляются также три вызолоченныя доски с эмблемами трех миров: ангелов, планет и животных, с начертанными фигурами Иеговы (т. е. имени Божия), семи свечей и жертвенника; а также два натуральныя страусовые яйца...».
Ссылки на первоисточник — книгу С. Бейма нет. Из-за вольного обращения с текстом С. Бейма, по А. Герцену и Ю. Могаричеву в алтаре очутились три доски и два страусиных яйца. Тогда как известно, что три доски — навершия самого алтаря, а страусовые яйца располагались над алтарем, т. е. именно так, как у автора книги «Память о Чуфут-Кале»: «к этой части причисляются». Кроме того, по А. Герцену и Ю. Могаричеву получается, что в караимском храме были «доски... с нарисованными фигурками Иеговы», тогда как на самом деле была только надпись, а не изображение Бога: «с начертанными фигурами Иеговы (т. е. Имени Божия)», что, кстати, четко видно на старых фотографиях интерьера кенаса Кале.
Герцен А. Г., Могаричев Ю. М. Крепость драгоценностей. Кырк-Ор. Чуфут-кале. — Симферополь: Таврия, 1993.
С. 103. «Живым разговорным языком караимов Крыма был крымско-татарский язык».
Авторы понятия не имеют об академическом Караимско-русско-польском словаре (составлен учеными трех академий; М., 1974). В Предисловии специалисты Литвы, Польши и России пишут о трех диалектах караимского языка, в т. ч. и крымском, хоть и отмечают, что язык караимов Крыма «значительно ассимилирован крымскотатарским языком».
Продолжение следует...
|