На республиканский конкурс социально-экономических проектов «Крым ХХI века» ученица 10 класса школы-лицея № 9 г.Ялты Ксения Лобачева под руководством учителя истории, специалиста высшей категории, отличника образования Украины Екатерины Гавриловны Анохиной подготовила работу «Страницы из истории ялтинских караимов». Кратко содержание этого материала мы приводим ниже.
По данным Государственного архива АРК в 1881 г. караимов в Ялте насчитывалось 29 душ мужского пола, и временно проживало 15. Собственных домов в то время было 4. Кроме города, караимы жили и имели имущество в окрестностях Ялты. Так, в деревне Ай-Василь сады и дачи были у Ага И.А., Мангуби Э., Сарач В.М., крупным землевладельцем был И.Ферик... Некоторые статистические сведения дает книга Синани И.О. «История возникновения и развития караимизма...» (СПб., 1888): в списке подписчиков по Ялте указано 35 чел, из них 8 потомственных почётных граждан. Общая численность в 1880-е годы, следовательно, была 100 — 130 чел.
В 1881 г. ялтинского караимское общество подаёт прошение об открытии кенаса и школы при ней. Помещение планировалось снимать в «приличном» доме князя Воронцова во 2 участке по Елисаветинской улице (сейчас ул.Рузвельта). Там ли потом размещался храм — не известно. По данным К.Лобачёвой, храм мог располагаться в здании современного акционерного банка по ул.Игнатенко, 4.
Бывшее здание кенаса. фото К.Лобачевой
Газзанами и учителями служили Сима Дубинский и Соломон Кумуш. О С.Кумуше (1849-1913) известно, что пастырем он был около 40 лет, «пользовался большим авторитетом и уважением среди всех слоев караимского населения благодаря своему светлому уму и прекрасным душевным качествам», был делегирован от Ялты на национальный съезд в Евпаторию в 1910 г. Несомненно, доверием пользовались габбаи (старосты) М.Кумуш и потомственный почётный гражданин М.Кушлю (1895 г.).
Газзан С.Кумыш
К сожалению, на сегодняшний день нам известна только одна фотография ялтинской кенаса — алтарная часть, автор Чадик.
Мы располагаем лишь отрывочными сведениями о караимах Ялты до революции, да и о последующем времени немного сведений.
В городе жили и работали представители родов Бабаджан, Баккал, Бараш, Габай-Ефетов, Илик, Калпакчи, Коджак, Коген-Пембек, Кумуш, Кушлю, Майтоп, Майкапар, Патык-Кара, Пембек, Прик, Рофе, Тонгур, Уванай, Ферик, Чавке, Чадик, Шакай, Эльяшевич, Юдкович, Юткевич и др.
Потомственный почётный гражданин В.Я.Айваз (? - 1911) был товарищем директора ялтинского городского общественного банка. Житель Ялты И. Ферик завещал 50 десятин земли в Одесском уезде, чтобы доход с них шел на обучение детей бедных караимов Ялты и Одессы в ремесленных училищах. Купцами были Г.С.Майкапар, Ю.С.Рофе, Е.О.Майтоп, А.Рофе, И.Рофе, И.Я.Бараш, Д.Я.Пембек, Ю.И.Рофе, Б.Илик и др. (в 1868 г. из 32 купцов Ялты, 3 — караимы). Наиболее известны И.Рофе и Е.Ч.Майтоп.
У И. Рофе, основавшего предприятие «Рофе и сыновья», было популярное банное заведение в центре города. Дело, начатое им в середине XIX века, продолжила в его жена Назлы, а затем братья. На ялтинской набережной в 1897 г. были построены купальни во дворе гостиницы «Франция» (архитектор Н.Краснов). К зданию купален был пристроен парадный портал в мавританском стиле из белого мрамора с цитатой из Корана «Будь благословен, как вода». Очень красив был и холл в марокканском стиле с лепниной из гипса. В купальне были установлены ванны с подогретой морской водой для очистительного и общеукрепляющего лечебного эффекта. Здесь бывали И.Бунин, Ф.Шаляпин, А.Чехов и другие члены «Общества литераторов и ученых», которые пользовались «четырёхкратной скидкой» от купца Рофе.
Ефет Чифаньевича Майтоп был бахчисарайский купец (торговля мукой); делегатом I национального съезда в 1910 г.; избран в особую комиссию по поддержанию Чуфут-Кале; участвовал в распространении караимской литературы; руководил ремонтом ограды кладбища Балта Тиймез в 1918 г. Деятельность семьи Майтоп распространялась и на Ялту. Е.Майтопу принадлежал четырехэтажный каменный дом на 40 номеров, к фасадной части которого были пристроены балконы и лоджии, украшенные скульптурами. В настоящее время – это отель «Бристоль» на ул. Рузвельта, 10 (бывшая Бульварная). По его заказу также возвёл архитектор Н.Краснов дом, в котором сейчас расположено здание Ялтинского историко-литературного музея.
Самым известным караимом города был Исаак Абрамович Синани. Он упоминается в воспоминаниях многих деятелей культуры как незаурядная личность, любитель литературы, знаток истории Крыма, отличавшийся способностью знать всё. И.Синани вёл торговлю в Ялте с 1887 г., был хозяином первого в городе книжно-табачного магазина "Русская избушка". Магазин размещался на первом этаже двухэтажной гостиницы «Франция». Фасад магазина был оформлен под бревенчатую русскую избу. Гостиница занимала целый квартал от Черноморского переулка до городского сада. Это было любимое место прогулок ялтинцев «Лучшее место для всяких справок в Ялте» – это книжный магазин «Синани», - писал Чехов в одном из своих писем. Синани помогал Антону Павловичу в строительстве дома, познакомил с архитектором Шаповаловым, оказывал содействие в приобретении участка в Кучук-Кое. О. Л. Книпер-Чехова вспоминала: «В городе его (А.Чехова) часто можно было видеть на набережной в книжном магазине И. А. Синани, к которому Антон Павлович относился с большей симпатией, к нему и его семье …». Перед магазином И.Синани поставил скамейку, прозванную писательской или «Чеховской». Она стала местом встречи интеллигенции. Посетители «Русской избушки» расписывались в большой толстой тетради (сохранились автографы А.Чехова, М. Горького, И. Бунина, А. Куприна, Л. Андреева, В. Гиляровского, Д. Мамин-Сибиряка, В. Немировича-Данченко и др.; всего 44 с 1899 по 1920 г. ). Так, И.Бунин записал: «В Ялте зимнею порой – только море и Синани. Бродят тучки над горой, Остальное все в тумане». В 30-х годах книга автографов И. Синани была приобретена Государственным литературным музеем, а в 1941 г. передана в Центральный Государственный архив литературы и искусства.
Гостиница Франция; бывший дом Е.Майтопа – сейчас историко-литературный музей,
фото Ю.Федорюк
В сентябре 2007 г. в Ялте прошел первый Международный фестиваль поэзии, названный в честь И.Синани «Синани-фест». Он был организован альтернативным литературным сообществом «Водолазовы Братья и Сестры». При поддержке ялтинского горсовета и горисполкома эти фестивали проходят ежегодно.
К сожалению, к нашему времени ни «Русская избушка», ни сама гостиница «Франция» не сохранились. Бурные события ХХ века разрушили устоявшуюся жизнь.
В гражданской и Великой отечественной войнах караимы - ялтинцы проявили себя мужественно. Некоторые из них не вернулись домой. Старший лейтенант 78 стрелкового полка 74 стрелковой дивизии 12 армии Казас Н.Б. (10.12.1903 Ялта — 10.1941) погиб в районе Харькова. Уроженец Ялты Чадик И.С. (р. 25.10.1910) участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 по 1945 г., был командиром пулеметной роты 79 Морской бригады, начальником штаба отдельного батальона Закавказского фронта; награжден орденом Красной Звезды, медалями «За победу над Германией», «За оборону Кавказа» и другими. Рядовым сражался на войне Бебеш С.С. (р. 1926 Ялта). Погибли в боях ялтинцы рядовой Мичри И.И. (1904 — 1944), младший сержант Пампу Ю.Ф. (1924 — 1945, р-н Берлина), гвардии младший лейтенант Патык-Кара Н.А. (1912 — 1944).
С.И.Чадик
Немного больше сведений сохранилось о участнике Великой Отечественной войны Николае Исааковиче Кафелли (1912 Феодосия - 1986 Ялта) – командире орудия, награждённом двумя орденами Отечественной войны, Красной Звезды, медалями «За отвагу» и другими. Он первым начал собирать сведения о караях - участниках войны. Николай Исаакович был патриотом, собирателем и популяризатором рецептов караимской кухни. Ему принадлежит машинописный сборник «Кухня караимского народа», написанный в Ялте в 1984 г. Н.Кафелли собрал 56 рецептов и распределил по 5 разделам (закуски, первые блюда, вторые блюда, сладкие блюда, прочее). Сборник предваряет оригинальное предисловие, где в кратце автор затрагивает и некоторые страницы истории народа. Эта работа неоднократно перепечатывалась вручную, и сейчас ещё встречается во многих карайских семьях. Дочь Николая Исааковича Анна Николаевна сейчас живет в Ялте, работает в библиотеке № 13. Она вспоминает, как к ним в гости часто приходили друзья – караимы, пели старые песни, общались на родном языке, играли в игры. Одной из любимых игр была игра, в которой все её участники обменивались караимскими пословицами и поговорками. Семья часто посещала Кале, особенно на праздники. Анна Николаевна охарактеризовала своего отца, как хорошего семьянина, весёлого, дружелюбного и эрудированного человека, знающего три языка. Всю свою жизнь он руководствовался караимской пословицей – «Светя другому - сам не упадешь!».
С Ялтой связаны имена Коджака Азария Фёдоровича (1907 Ялта — 1983 Москва) — художника-иллюстратора, пейзажиста; и Патык-Кара Натальи Георгиевны (1938 Ялта — 2008 Москва) — геолога, доктора геолого-минералогических наук, профессора, крупного учёного, организатора науки, автора многих научных статей и монографий.
Заметный след в сохранении и возрождении национальной культуры оставила семья Бараш. Бараш Ева — прекрасный исполнитель народных песен караев. Благодаря её неравнодушию и активности удалось записать на магнитофон родные мелодии, которые в дальнейшем были использованы для издания книг и аудиоальбомов.
Её сын - Бараш Яков Ибраимович (31.10.1929 Симферополь — 31.01.2007 Ялта). В период оккупации вместе с матерью и бабушкой жил в Симферополе. Окончил Крымский медицинский институт (1954). Работал в Свердловске (1954-55 гг.). В 1956 г. переехал в Ялту и поступил на работу в санаторий им. Куйбышева. В 1956 г. организовал первый на Южном берегу Крыма кабинет психотерапии. Защитил диссертацию «Психотерапия в комплексном лечении больных неврастенией в условиях курорта» в 1971 г. Был главным внештатным психотерапевтом Ялттерсовета; председателем ячейки психотерапевтов Южного берега Крыма; преподавателем курсов психотерапии; создал сеть кабинетов психотерапии. 21.05.1989 г.избран Председателем правления Крымского областного общества караимской культуры, а 31.07.1989 г. вошел в состав правления Всесоюзной ассоциации караимов при Советском фонде культуры. Несколько сроков занимал пост председателя караимской организации. Глава Совета старейшин. Внёс большой вклад в сохранение и возрождение карайской культуры.
Я.И.Бараш
Сейчас дело семьи Барашей продолжают дети Якова Ибраимовича.
С 1991 г. в Ялте работает Национально-культурное общество «Умют». Первым председателем его был Я. Бараш, а с 2004 г. Фёдор Борисович Синани. На сегодняшний день в обществе состоит 32 человека.
Литература и источники:
Алиев Ф. Антология крымской музыки;
Барская Т. М. Альбом Синани;
Караимский биографический словарь. Материалы к серии «Народы и культуры» / Сост. Б.С.Ельяшевич;
Караимская жизнь. - Кн. 1-12; Калинин Н. И др. Архитектор высочайшего двора;
Караимская народная энциклопедия. - Т.5; Къырым. - 2009, 2007;
Фуки.А. Караимы — сыновья и дочери России; ГА АРК Ф. 241; Ф.27.О.1.Д.7934;
http://karai.crimea.ua/
|