Идея создания национального музея в крепости появилась не позднее середины XIX века, когда крепость стала посещаемой туристами, в том числе и высокопоставленными.
Этому вопросу уделяли внимание на национальных съездах 1910 и 1917 гг. Съезд 1910 г. постановил «образовать особый специальный фонд из добровольных пожертвований на предмет устройства музея». Только братья Кальфа, родом из Бахчисарая, пожертвовали на постройку дома музея 3 тыс. руб. Фонд Кале (поддержки всей крепости) включал к 1919 г. 500 тыс. руб.
Сбор экспонатов для будущего музея вел С. Шапшал и др. Т. Леви-Бабович писал (журнал «Сабах», 1914): «На нашем национальном съезде в 1910 г. … было решено построить в Чуфт Кале подворье, наподобие тех подворий, какие имеются в монастырях. Следовало бы создать в Ч.-К. Музей караимских древностей, куда могло бы быть собрано все то, что имело отношение к жизни наших предков...».
Прообразом будущего музея служила комната дома для паломников в Кале («дворца»), убранная в национальном стиле. Еще раньше своеобразными неформальными музеями были помещения в домах, где принимали посетителей и паломников (в усадьбах С. Бейма, А. Фирковича, Мангуби).
Работы по благоустройству крепости и созданию музея начались в 1917 г. Дальнейшие события (революция и гражданская война) приостановила это начинание.
После национализации крепости и кенаса Бахчисарая, в Бахчисарайский музей попало большое число вещей, принадлежавших народу (книги, и убранство храмов, утварь и пр.). Материал для выставок и изучения истории и культуры народа был. Однако, нам известно лишь об одной караимской выставке в конце 1920-х годов и только. Кроме того, многие предметы из собрания музея были вывезены, утеряны и похищены.
В Советском Союзе об изучении и популяризации культуры и истории народа не могло быть и речи. Вернулись к вопросу об этом в конце 1980-х годов. В 1989 г. планировалось приспособление комплекса под караимский этнографический музей — филиал Бахчисарайского историко-археологического музея.
С основанием независимой Украинской державы попытки создать музей караимской культуры и истории возобновились. Долгое время чиновники обосновывали отсутствие музея тем, что нет национальных кадров. В результате несколько крымских караимов закончили ВУЗы по специальностям история, музейное дело, филология. В 2007 г. в Бахчисарайский заповедник взяли на работу двух сотрудников для изучения этнокультурного наследия народа. В перспективе чиновники обещали создание отдела и со временем этнографического караимского музея на базе национальной святыни — крепости Кале (Чуфут-Кале).
Первоначально сотрудники были зачислены в Музей истории и культуры крымских татар (МИККТ) при заповеднике. Немалую часть времени они тратили на различные мероприятия, связанные с Ханским дворцом и служебными обязанностями сотрудника МИККТ (дежурство по дворцу, участие в санитарных днях, инвентаризации, составление топоописей выставок дворца и др.), а для работы на своих объектах (кладбище Балта Тиймэз, кенаса в Кале и пр.) вынуждены были ездить в свои выходные дни. Кроме того, непосредственное руководство, а именно заведующий отделом Р. Эминов категорически требовал работы по темам, связанным с изучением истории крымских татар, а не крымских караимов — что, возможно, было обоснованно, но совсем не соответствовало целям и задачам караимских сотрудников.
Ситуация накалилась до такой степени, что сотрудников перевели в Музей археологии и «пещерных городов» при заповеднике, что опять было не по профилю работы.
А в это время создание музея все продолжали обещать...
В этом году в сентябре сменилось руководство заповедника. Генеральным директором стал археолог В. Науменко. Он активно взялся за работу и 30 ноября сотрудники были ознакомлены с новым штатным расписанием.
Автор этих строк не была удивлена такой спешкой и такой структурой. — Появились новые отделы: менеджерский, информационный, юридический и прочие; новые должности: несколько менеджеров, юристов, начальники отделов и служб. Зато опять сэкономили на караимской структуре — ни сектора, ни отдела нет, не говоря уже о музее.
Предлагают опять перейти в этнографический отдел Музея истории и культуры крымских татар под руководство Р. Эминова, или уйти по сокращению.
Зарабатывая достаточно средств на нашей святыне Кале, администрация заповедника, прекрасно знающая необходимость музея по изучению самобытной культуры коренного народа Крыма, тем не менее, сочла нужным этого не делать. Кроме того, сталкиваются интересы двух народов — крымским татарам, несомненно, хотелось бы, чтобы изучением их этнографии занимался еще один человек, ставку которого буду занимать я.
К сожалению, Кале хотят полностью отрезать от крымских караимов. Иначе, как «памятник археологии» о крепости новый директор не говорит. Архитектурных памятников в Крыму масса, больше, может быть, чем самих караимов. А о том, что это святыня для живого народа В. Науменко молчит.
Прекрасно осознаю последствия этой статьи для моей дальнейшей работы в Заповеднике. Но хочу ознакомить общественность с положением дел. Ситуацию, когда караимская культура замалчивалась и уничтожалась мы уже проходили. Что будет завтра?
Старший научный сотрудник
КРУ Бахчисарайский историко-культурный заповедник
Полканова А. Ю.
От редакции. Автор статьи Полканова Анна Юрьевна - заслуженный работник культуры АР Крым; участник международных и всемирных форумов (рабочие группы по коренным народам мира ООН (Женева), всемирный курултай тюркских женщин (Стамбул), конгресс этнографов и антропологов (Москва) и пр.), участник многих научных конференций, организатор и участник мероприятий крымских караимов, трудового караимского лагеря на Кале; автор и составитель книг и брошюр; автор около 90 научных и научно-популярных публикаций; за свою деятельность награждена грамотами Совета Министров АРК, Госкомитета Украины по делам национальностей и миграций, Киевского национального университета, Института фольклорных исследований Турции и др.
газета "КЪЫРЫМ" №12(87)
14 декабря 2011 г.
|