С 1 по 8 октября крымские караимы отмечают Оракъ Тою (Алачыкъ хыджы) – праздник урожая.
Проходит он красиво и вкусно. По обычаю, образцами собранного урожая –фруктами и
овощами украшают беседку в кенаса (напоминает юрту из кочевого прошлого караев).
Женщины готовят национальные блюда: чебуреки, пирожки, катламу. Все красиво одеты.
Сначала проводят торжественный молебен, благодарят
Бога за хороший урожай. Потом все снимают фрукты с беседки – первыми по
традиции начинают дети. Праздник проходит весело и интересно.
Всегда крымские караимы отмечали этот праздник в
своей родовой крепости Джуфт Кале, проводили
молебен в древней кенаса.
6 октября 2012 г. симферопольская караимская религиозная
община «Чолпан» по традиции решила отметить праздник в Кале. Но, по
распоряжению Генерального директора Бахчисарайского историко-культурного
заповедника г. Науменко охрана и кассиры пытались не пускать караимов без
оплаты и его личного письменного согласования. Проход был затруднен.
Выходит, что для прихода в храм, в свой дом, караи
должны предоставить в Бахчисарай заранее списки на посещение, получить
разрешение или заплатить.
Заходя в церковь,
мечеть, костел кто-то платит за вход? А караим должен заплатить 40
гривен за вход в кенаса.
Из Конституции
Украины:
Статья 11. Государство
содействует консолидации и развитию украинской нации, её исторического
сознания, традиций и культуры, а так же
развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех
коренных народов и национальных меньшинств Украины.
Статья 35. Каждый имеет
право на свободу мировоззрения и вероисповедания. Это право включает свободу
исповедать любую религию или не исповедать никакой, беспрепятственно отправлять единолично или коллективно религиозные
культы и ритуальные обряды, вести религиозную деятельность.
Странно, здесь о разрешении, оплате, списке и днях
посещения храмов ничего не сказано.
Чего добивается г. Науменко? Культурный центр на
Кале закрыт. Этнографическая и религиозная
выставки тоже, Усадьбы Чалборю и Фирковича от караимов закрыты на амбарные
замки. Кладбище Балта Тиймэз не охраняется, а только грабится. Ещё год назад
любой турист на Кале мог бесплатно ознакомиться с историей, бытом и культурой крымских
караимов. Сейчас туристы встречают голые стены, закрытые усадьбы, разрушенные и
замусоренные пещеры. Похоже, заповедник
радует отсутствие караимов на Кале.
Кому это выгодно вместе с г. Науменко? Решили довести
город-крепость до полного разрушения и продать национальное достояние крымских
караимов по сходной цене?…
В этот раз после легкого скандала при входе крымские караимы отметили
в крепости свой праздник, но не в полном
объеме. Из-за тяжелой атмосферы и условий, созданных для коренного народа
директором заповедника, участников праздника собралось в несколько раз меньше,
чем в прежние годы. Неизвестно, что
придумает директор дальше.
Не пора ли задуматься неравнодушным людям, что творится
вопиющая несправедливость?
Мы ходили, ходим, и ходить будем в свой дом и в свой
храм. Так и знайте!
Т.
Богославская
|