Он был построен в 1908-1910 г.г. по проекту талантливых евпаторийских зодчих А.Л. Генриха и П.Я. Сеферова. Здание органично вписалось в архитектурную среду заново отстраивающейся Евпатории, сразу став его неотъемлемой и значимой чертой, одной из главных достопримечательностей города. «Красивейший на юге России после Одесского и один из лучших по архитектуре, внутреннему устройству и оборудованию сцены» - так описывается евпаторийский театр в «Иллюстрированном практическом путеводителе по Крыму» Г. Москвича за 1912 год. Самые лестные отзывы он получал и продолжает получать, как от специалистов в области архитектуры, так и от театральных работников, актеров, зрителей.
История создания евпаторийского театра отражает дух эпохи, воссоздает неповторимую атмосферу , сложившуюся в городе в начале ХХ века, со всеми ее драматическими коллизиями и устремленностью в будущее. Это символ становления новой Евпатории, стараниями С.Дувана и его сподвижников, перерастающей из рамок обыденной южной провинции на уровень одного из лучших курортов России. Инициатор создания театра С. Дуван. Без его усилий город, вне всякого сомнения, вряд ли когда-либо имел бы подобное уникальное здание. Это и пример традиционной караимской благотворительности. И пусть 25 тыс. рублей, выделенные на строительство М.С. Сарачом, лишь малая часть необходимой суммы (стоимость всех работ порядка 180 тыс. рублей) , но она стала мощной моральной поддержкой для сторонников его строительства и дала начало процессу создания. Весьма символично ,что архитектурный проект объединил усилия А. Генриха и П. Сеферова , творениями которых сформирован облик дореволюционной Евпатории — красивейшей его части.
Сразу же после открытия он привлечет к себе внимание лучших театральных трупп России и отдельных исполнителей. С его сцены звучали голоса Ф. Шаляпина, Л. Собинова, А. Вертинского , А.Соловьяненко, В.Норейко, большинства звезд советской эстрады. Здесь дарили свое искусство зрителям К.Станиславский, Л. Сулержицкая, О.Книппер-Чехова, Н. Обухова , А. Нежданова , Е. Вахтангов, А. Южин и другие прославленные мастера сцены.
Культурную жизнь города за прошедшее столетие невозможно представить без городского театра , который с апреля 1937 года, в связи со столетием смерти А.С. Пушкина , стал называться именем поэта.
Нет смысла останавливаться здесь на перипетиях , связанных с критикой в адрес создателей театра (звучавшей при и в первые годы после завершения строительства) по поводу слишком высоких материальных затрат на его создание. Затраты , даже если и превысили первоначальную смету, полностью себя оправдали. Время доказало правду С.Дувана : «...да будет мне позволено сказать, что подобные театру общественные здания строятся не для одного только настоящего поколения, а для многих и многих поколений будущих, и было бы весьма плохим экономическим расчетом создать дешевый и маленький театр для того , чтобы через каких-нибудь 8-10 лет он оказался тесным и, ввиду неизбежного роста города и курорта, явилась бы необходимость построить еще один». Это слова из речи, произнесенной С.Э. Дуваном на открытии театра 20 апреля 1910 года. В тот день постановкой оперы М.Глинки «Жизнь за царя» в исполнении артистов Мариинского театра, начался отсчет столетнего периода жизни Евпаторийского городского театра им. А.С.Пушкина.
В. Кропотов
|