Представители еврейской общины обратились в
Киевсовет с просьбой разрешить им проводить богослужения в караимской
кенассе по пятницам и субботам, а также в главные еврейские праздники.
Сотрудники Дома актера, арендующего здание более 30 лет, считают это
попыткой отобрать у них помещение. Представители малочисленной
караимской общины Киева возмущены подобной просьбой и настаивают на том,
чтобы кенасса была передана им.
Депутат Киевсовета Александр Лойфенфельд
("Гражданский актив Киева") передал горсовету просьбу представителей
Федерации хасидов Хабад-Любавич (одно из течений хасидизма с центром в
Смоленской области России) отдать им в аренду помещение караимской
кенассы. "Мы не говорим о том, чтобы здание полностью отдали, а просим,
чтобы нам разрешили осуществлять деятельность еврейской общины в
определенные часы",— сказал "Ъ" господин Лойфенфельд. Речь идет о том,
чтобы проводить богослужения "каждую пятницу с 12.00 и до 24.00
субботы", а также в главные еврейские праздники. Кроме того, хасиды
попросили выделить отдельную охраняемую комнату для культовых предметов.
Господин Лойфенфельд подчеркнул, что если их допустят в кенассу, то они
ее отремонтируют, а при условии "правильного оформления договоров"
обязуются найти спонсора для полной реконструкции здания.
Караимская кенасса на улице Ярославов Вал, 7
была построена в 1902 году по проекту архитектора Владислава Городецкого
на средства представителей киевской караимской общины братьев Когенов.
До революции ее использовали как молитвенный дом для караимов,
исповедующих вероучение, основанное на Ветхом Завете, но с 1920-х годов
в ней перестали проводить какие-либо религиозные обряды. С 1981 года
помещение арендует Дом актера.
Следует
отметить, что сейчас Александр Лойфенфельд оформляет права на здание по
улице Ярославов Вал, 1, известное в Киеве как замок барона Штейнгеля (см. "Ъ" от 6 ноября).
"Мы готовы находиться с уважаемой организацией (Домом актера.—"Ъ") на
одной территории и не создавать друг другу проблем",— заявил депутат
Киевсовета.
В свою очередь директор Дома актера Виктория
Московенко не поддерживает такую идею: "Я вижу в этом попытку внедриться
в это помещение, чтобы потом его у нас отобрать. К тому же, как мы все
будем размещаться в трех административных кабинетах и концертном зале на
200 мест?"
Против идеи передачи кенассы выступил и председатель Духовного управления религиозных организаций караимов
Украины Виктор Тирияки. Он назвал просьбу господина Лойфенфельда "чисто
иудейской провокацией" и "обыкновенным рейдерским захватом". "Какое
было бы отношение православных, если бы хасиды обратились в Киевскую
городскую госадминистрацию с просьбой разрешить им проводить молитвы в
Киево-Печерской лавре? Мы возмущены! К тому же на наши просьбы вернуть
нам здание кенассы или разрешить проведение молитв местные власти
отвечали отказом в течение 20 лет!", — заявил Ъ господин Тирияки.
Впрочем, Александр Бригинец, народный депутат
("Батькивщина") и бывший глава комиссии Киевсовета по культуре и
туризму считает, что если бы в Киеве существовала мощная караимская
община (сейчас караимов в столице около
150 человек), то вопрос передачи ей кенассы для богослужений был бы
решен положительно. Что же касается просьбы еврейской общины (в Киеве —
около 80 тыс. человек), то депутат предлагает пойти на компромисс:
"Можно предоставить определенное время для проведения религиозных служб
по примеру костела Святого Николая". Однако глава киевской караимской
религиозной общины Александр Арабаджи, считает наоборот - именно из-за
малочисленности караимов в Киеве здание им необходимо вернуть: "В Евпатории караимам отдали комплекс кенасс, в Симферополе этот вопрос тоже практически решен, и в Киеве нужно поступить так же".
Ирина Лопатина Газета "Коммерсантъ Украина", №206 (1696), 14.12.2012
г.
Лойфенфельд преднамеренно искажает факты. Караимская кенаса никогда еврейской
общине не принадлежала и принадлежать не может.
Ему
должно быть хорошо известно, что крымские караимы и евреи это
разные народы. Первые имеют тюркское происхождение последние семитское.
Также
они разнятся и по вероисповеданию. Караизм отличается от иудаизма также, как от
него отличается христианство и ислам.
Более того, так сложилось исторически, что
караизм и иудаизм являются религиями-антагонизмами (и первые конфликты в
связи с этим зафиксированы еще в VIII в н.э.)
Караимская
кенаса в г. Киеве была построена в 1902 году с благословения киевского газзана
И. Султанского на средства караимской общины. Проектировал здание кенасы
известный киевский архитектор Городецкий по заказу главы караимской общины
табачного магната С. Когена. Торжественное освящение кенасы газзан совершил 27
января 1902 г.
Караимы
перестали проводить богослужение в кенаса не по собственной инициативе, а в связи
с тем, что здание было отобрано у верующих большевистской властью, которую
караимы не признавали. И до сих пор не возвращено. (К слову, малочисленность
народа по законам Украины не является поводом невозвращения ему культовых
зданий верующих, как и поводом передачи здания многочисленной общине, которая
никакого отношения к караимам не имеет).
Кроме
того, существуют строгие правила строительства культовых зданий, согласно
которым христианские храмы и иудейские синагоги должны быть ориентированы на
восток. А вот караимские кенассы должны быть ориентированы на юг.
Совершенно
очевидно, что О. Лойфенфельд и иудейская
община намереваются не просто захватить здание, но и таким образом
спровоцировать в Украине конфликт на национальной и конфессиональной почве.
Пресс-центр
Ассоциации «Крымкарайлар»
|