Обряд изгнания черта, злого духа был известен у многих тюркских народов. В семьях крымских караимов он встречался вплоть до начала ХХ века. Известный знаток культуры крымских караимов Б. Кокенай оставил описание этого обряда (1962). Этот материал дополняет сведения из публикаций Гахана С. Шапшала и служит еще одним свидетельством об отголосках древних верований караев. Описание Б. Кокеная приводится ниже:
«Если хозяева замечали, что в доме начинает шалить шайтан, то в какой-то день женщины брали в руки веники и начинали подметать полы, а хозяин дома, произнося какие-то непонятные заклинания бил в бубен. Потом сразу открывали окна и двери и выбрасывали этот сор наружу. Бубен – это шаманский инструмент для изгнания нечистой силы. Точно такой обряд существует у монгольских племен. Вот что говорит А. Обручев в своем труде «Путешествие Потанина» (Изд. «Молодая гвардия», 1953…): «…вскоре после приезда… путешественники заметили особое оживление в деревне. Хозяйки заметали сор на улицу и сжигали его. Оказалось, что они выгоняли черта».
Из дневника Б.Я. Кокеная (1893-1967), крупного знатока истории и культуры караев
18 января 1931г. Воскресенье.
Иногда во сне вижу Калэ, но это не обычное Калэ, а какой-то другой. Б.м. Калэ имел такой вид в древнейшие времена. Очень близки моему пониманию древнего, или скорей прежнего понимания Крыма картины художн. Богаевского. Иногда во сне я вижу другой Крым, необычный теперешнему Крыму; я вижу древние улички, старинные домики ушедшей от нас архитектуры, чувствую себя так необыкновенно, что во сне боюсь проснуться и, конечно после этого просыпаюсь. Как-то я видел во сне как Шагин-Гирей, последний хан Крыма, шел по главной улице Бахчисарая и прощался с населением. Хан Гирей был бос, и народ время от времени подходил прощаться с ним. Так и сегодня я видел необычный Кале и необычный Крым. Сначала я вижу себя на каменистой дороге, ведущей в Кале, и радуюсь тому, что я еще вчера мечтал о Кале, а сегодня мое желание исполнилось. Чувствую себя необычайно хорошо. Затем эта дорога оказывается где-то в горах (на плоскогорье), а впереди на расстоянии версты круто поднимаются горы все в лесах. Слышно, как звенят колеса арб на лесных дорогах, хотя ни дороги, ни лошадей не видно. Я весь упиваюсь этим ярким солнечным днем, звуком колес, который в тишине полдня раздается для моих ушей, как музыка. Я думаю, что это сон, но не действительность и продолжаю думать: пусть это сон, я рад и такому сну. Я падаю на землю, плачу от счастья и целую землю родного Крыма. В этот момент мне вспоминается фраза очевидца ухода татар из Крыма: (Последний уход их в Турцию в 1900 гг. я сам помню) «Они шли, целовали родную землю и опять шли» и думаю, что они также любили свою Родину, как и я, и начинаю понимать, как им тяжело было расставаться с Крымом. Просыпаюсь я от сознания, что это сон, что так хорошо в жизни не бывает и, действительно, картина начинает тускнеть, сознание, что я сплю на «сете» побеждает и я просыпаюсь, чувствуя, что подушка моя мокра от слез.
|