Забытая страничка истории
Проект докладной записки властям Крыма
Исполнитель Г.И.Берестовский
О целесообразности создания караимского музея и сохранения старой части г.Евпатории
1. О целесообразности создания караимского музея
Будучи в г.Евпатории мы: профессор-тюрколог Пятигорского института иностранных языков Филоненко В.И. и крымский историк-краевед Полканов А.И. в присутствии инспектора управления культуры Берестовского Г.И. ознакомились с положением дела, связанного с созданием караимского музея в Евпаторийской кенаса и другими вопросами.
Караимы, как и другие древние народы (тавры, скифы, сарматы, аланы и т.д.) внесли свой определённый вклад в историю культуры Крыма. По существу они являются единственной древней народностью в Крыму, которая издавна сохранилась до наших дней. Поэтому история и культура караимов, безусловно, заслуживает показа в наших музеях. Даже в Литовской ССР, где караимы живут лишь с конца XIV в. в г.Вильнюс и г.Тракай созданы музеи по истории и культуре караимов.
История караимов с древнейших времён связана с юго-западным Крымом, а в частности, с пещерным городом-крепостью Чуфт Кале и с некрополем близ него (т.н. Иосафатова долина). Эти памятники являются историческими заповедниками Бахчисарайского археологического музея в ведомстве сельского управления культуры. Поэтому наиболее целесообразно с точки зрения истории и реальной возможности создать в зданиях караимских кенас Чуфт Кале экспозицию по истории и культуре караимов.
2. Сохранение старой части города Евпатории и использование караимских кенаса.
Курортные города меняют свой облик: строятся прекрасные санатории, жилые дома, хорошеют улицы, что является достижением нашего социалистического строя, партии и народа. Поэтому необходима активная пропаганда этих достижений социализма среди широких трудящихся масс, отдыхающих, туристов, особенно иностранных. Всё лучшее – это лицо нашей страны.
Советских и зарубежных туристов интересует не только новое, но и сохранившееся от прошедшей истории. Общеизвестно, что новое в культуре сегодняшнего дня лучше познаётся в сравнении со старым.
В центральной всесоюзной печати писалось об использовании памятников истории, природы в коммунистическом воспитании, а с другой стороны – для получения дополнительных денежных средств, особенно иностранной валюты. В качестве примеров памятников прошлого для получения иностранной валюты в печати указывались страны Италия и Франция, а среди социалистических Чехословакия, Болгария, Польша, Румыния и ГДР.
Соавтор этой докладной – проф. Филоненко, часто бывая в Польше, Чехословакии и Болгарии, мог убедиться в прекрасном сохранении и интересном использовании памятников прошлого. Для Крыма наиболее подходит опыт Болгарии. Там, как и в Крыму, много столетий господствовала Оттоманская Турция.Ряд городов (Тырново, Варна, Пловдив и др.), имеют восточный средневековый облик. Казалось бы, что после завоевания независимости болгары должны уничтожить всё, что им напоминало о восточных завоевателях. Но мусульманские исторические памятники сохранились так же бережно, как и болгарские и наши русские. Для болгар история остаётся историей, как бы она тяжело не напоминала о себе. В крупных городах, где всё принимает современный стиль эпохи, целые районы в старой городской части объявлены заповедными. Есть даже города заповедники.
В заповедных районах запрещены новое строительство и снос зданий. На улицах болгарского города любуешься новыми зданиями и улицами, полными простора и света. Но вдруг вы попадаете в настоящий средневековый восточный город. Впечатление и интерес огромные.
В Польше наблюдается та же картина, особенно показателен г.Краков.
Конечно, иностранным туристам посещение заповедных мест и городов доставляет огромное удовольствие. Это и есть «экспорт» впечатлений, о котором у нас пишут.
В Советском Союзе, особенно в Прибалтике (Таллинн, Каунас, Вильнюс, Тракай) и в Западной Украине также немало заповедных районов, старых городов. Так в Одессе решением облисполкома объявлен заповедным район старого порта, с его улочками и переулками. Когда смотришь на новую Одессу, на великолепный морской порт и видишь остатки старого Одесского района, где жили рабочие и матросы до революции, то ещё острее ощущаешь грандиозность происшедших изменений. Нашим потомкам будет интересно видеть живую историю прошлого. С этой точки зрения и старинная часть г.Евпатории заслуживает особого внимания.
История Крыма связана как с Европой, Украиной и Россией, так и с Ближним Востоком, Азией. В течение ряда столетий города Феодосия, Старый Крым, Бахчисарай, Евпатория приобрели средневековый облик.
Крым ещё в XIX и в начале ХХ веков воспринимался как район восточной культуры. Но дело даже не в восточном облике, а в ярком средневековом характере, который необходимо сохранить.
Из крымских городов только в Евпатории почти в неприкосновенности сохранился район со средневековым обликом улиц и зданий.
Уверены, что история Крыма конца XIX и первой половины ХХ в. будет не раз отражена в литературе, живописи, кино. Поэтому важно сохранить в материальной форме хотя бы часть этой истории.
В 1963-1964 гг., например, по книге писателя Балтера, жившего в Евпатории и написавшего по местным материалам повесть, снят фильм «До свидания, мальчики». Благодаря тому, что в Евпатории сохранились старые улицы и дома, была правдиво воссоздана картина города 1915-1925 гг.
Учитывая, что Евпатория войдёт в число объектов для показа иностранным туристам, целесообразно для них разработать экскурсионный маршрут, куда вошли бы улицы старого города. Желательно в маршрут включить знаменитую мечеть Джами, баню XVI в., улицу Пролётную и часть улицы Промышленной со старинными домами и ансамблем караимского кенаса. Этот район и прилегающие улицы следует сохранить как заповедный, учитывая, что здесь хорошо сохранился средневековый характер (узкие улицы, старинные дворики, заборы, дома).
Так как для старинной одноэтажной архитектуры Крыма неотъемлемой принадлежностью являлась особая конструкция заборов, надо в этом районе сохранить их и воздержаться от сноса их в будущем. Иначе нарушится единство ансамбля. – Жизнь в восточных домах была затворнической и заборы имеют то же значение, что и своеобразные дворики, отражая историю и быт жителей того времени. Можно было бы также в будущем один из старинных двориков освободить от жильцов и воссоздать в нём обстановку старины. Это было бы очень интересно для иностранных туристов.
По вопросу охраны памятников культуры ранее комиссия признала необходимым построить в Евпатории новое, отвечающее современным требованиям здание детского сада, а кенаса передать музею для организации там экспозиции (письмо Госстроя УССР от 22/VII-61 г., № 1-67/-1784).
|