Считаю уместным упомянуть здесь некоторые находки и открытия сделанные, Фирковичем.
Находки в т. н. «новой» кенеса в Кале: Пергаментные книги и свитки с автографами и колофонами (приписками). Одна надпись сообщала, что священная книга пожертвована в 1289 г. (в переводе на современное летоисчисление), другая указывала дату 1170 г. В одной из приписок было указано, что Тору караимам подарили хазары. Книга пророков с датой переписки, соответствующей 916 г.н.э. Значки огласовки написаны поверх стоки, а не снизу. То, что находки сделаны именно в «новой» кенеса, очень показательно. Большая кенеса построена в конце XIV века. Она капитально реставрировалась в 1613 году из-за увеличения численности караимов в крепости. Время постройки Малой или «новой» кенеса датируется концом XVIII века. Еще в детстве, каждый год летом, когда я приезжал в Кале, у меня возникал вопрос – зачем было строить в XVIII веке кенеса меньше размером, чем существующая? Нелогично. На самом деле Малая кенеса выстроена намного раньше Большой, задолго до появления в Крыму чингизидов и восстановлена мангупскими караимами в 1796 г., когда они в 1793 г. переселились в Кырк-Йер с Мангуп-Кале, перевезя с тамошней кенеса алтарь и камни. Развалины кенеса в Мангуп-Кале до настоящего времени можно увидеть.
Небольшая зарисовка из похода на Мангуп-Кале несколько лет назад: Паренек из археологического лагеря на Мангупе под руководством г. Герцена, еще одного известного автора «второй группы», любезно предложил за оплату провести экскурсию. Указав на спиральную лестницу, ведущую к одной из нескольких подземных пещер поблизости от развалин кенеса, он сказал, что это т. н. «миква» и что г. Герцен произвел фурор своим докладом в Иерусалиме на эту тему, т. к. она очень похожа на иерусалимскую «микву». «Миква» - это приспособление для мытья ног перед молением в кенеса. А пещера появилась якобы позднее. Меня поразила легкость «научного» открытия. На вопросы, «почему ничего подобного нет в Джуфт-Кале и вообще в Крыму?», «откуда могла браться вода?», «зачем понадобилось портить «микву», выдалбливая в ней пещеру?», «как могла появиться «миква», если у караимов нет такого обряда, а при кенеса с древних времен устраиваются фонтаны?» и др. вразумительных объяснений я не получил. Хаджи-Баба Фирковичем открыто более 750 памятников на древних караимских кладбищах в Джуфт-Кале (Кырк-Йер), в Феодосии (Кафа), в Старом Крыму (Солхат), в Мангуп-Кале, Карасубазаре (теперь Белогорск), датированных 640 г. н.э. до 1679 г. Особенно сенсационной находкой стал найденный надгробный камень Исаака Сангари, который, как известно, из арабских источников обратил хазарского кагана Булана в библейский монотеизм. Хаджи-Бабе стало ясно, что далее поиски нужно направить в те места, где зарождался Хазарский каганат – в Дагестан, где и поныне живет много т. н. «горных евреев». По сообщениям путешественников, они только после присоединения края к России под влиянием евреев-ашкеназов стали изучать Талмуд. Конечно, они были когда-то, как и крымчаки, караимами, и именно там надо продолжать поиски. Кроме того Хаджи-Баба не мог не знать о т. н. русских-караимах (казаках), живущих на территории современного Азербайджана в Ленкоранском уезде, близ станции Пришиб. Они населяли большое село Привольное. Сегодня авторам «второй группы» выгодно называть их «русскими иудеями», совершенно умалчивая о том, что Талмуда они не признают. А ведь именно для них, стараниями западных караимов, была издана книга «Глас Якова», перевод караимских молитвенников на русский язык под редакцией вильнюсского караимского газзана Феликса Малецкого в начале прошлого века. Их, русских караимов, ни в коем случае нельзя путать с т. н. субботниками или «жидовствующими», т. к. их чистый библеизм уходит корнями во времена Хазарского каганата. Несмотря на военные действия и рискуя жизнью, Хаджи-Баба находит в Дербенте древний свиток Ветхого Завета. В приписке в конце писец сообщал, что он, Иегуда Га-Нагдан, сын Моисея, потомок колена Нафтали, уведенного когда-то в плен ассирийским царем Саргоном II, посетил святые общины. Видел он последователей законов Моисея страны Крым, где живут потомки колена Иудина из Иерусалима, пришедших на помощь своим северным братьям во главе с сыном иудейского царя Гедалии. Но они (иудеи) вместе с израильтянами также были уведены в плен ассирийцами. Затем, когда мидийский (персидский) царь Камбиз, сын победившего ассирийцев и вавилонян Кира, пошел походом на скифов, он взял с собой этих воинов и подарил им за доблесть землю в стране Кирим (Крым). Вернувшись из похода, они забрали семьи и переселились в Крым, где основали крепость Села га –Егудим (Скала иудеев). Рядом с этой страной, на другой стороне пролива, находился греческий город Машарка, где отец писца Иегуда Гиббор жил среди евреев, изгнанных Титом. (император Рима, в 70 г. н. э. разрушил Иерусалим). Далее писец сообщает время переписки им Торы в родном ему городе Шемахе. Дата соответствует 986 г. н. э. В Меджлисе Хаджи-Баба находит копию с Дербентского свитка. В документе написано: «Камбиз обратил на них милости за то, что вооружились на брань вместе с народом мидийским, чтобы сражаться с царицей Тальмирой, ради отмщения за кровь его отца и, когда они одолели ее воинов, схватили ее живую и представили Камбизу, царю своему, который, умертвив ее, овладел ее землей; они же выпросили эту землю у него, и дал он им во владение, определив начальников. Потом израильтяне и мидийцы, возвратились с войны, забрали жен и детей, имущество и поселились в Херсоне, где отец Камбиза оставил по себе славу и память, а также в Солхате и Онхате. И так как устроили сии земли после разорения, то наименовали Крымом. Равно поселились в иудейской крепости, которую укрепили в г. Сефераде (Керчь) над морем Шиттим (Азовским). Они наши собратья иудейские, племя иерусалимское, уведенное в плен Титом». В Меджилисском свитке содержались также дополнительные сведения. Автор текста Иошуа бен Элия в 1513 г. переписал колофон древней рукописи, сделанной Авраамом Керченским. Далее излагается текст Авраама, сообщивший о том, что в Крым к иудейским хазарам прибыло посольство из княжества Рос и Мосох из города Циоба (Киева?) для изучения иудейской веры. Для сбора нужных книг Авраам был послан на Кавказ и в Персию. Он узнал о древней Торе, хранящейся в Испагане (Персии), нашел ее и переписал приписку к ней. Наиболее взвешенно, по нашему мнению, для XIX века и даже по меркам современной науки об этногенезе и системном подходе к этим сведениям отнесся коренной крымчанин Кондараки в своей книге «Универсальное описание Крыма» 1875 г. Вот что он пишет: «… По блеску и очеркам глаз оно (племя караимов А.Ю.) пожалуй, принадлежит к племени Израиля, но по физическим силам, телосложению, характеристическим свойствам и всем вообще проявлениям, которые могут служить для отличия одного народа от другого – оно совершенно противоположно. Караимы - народ бодрый, серьезный, честный, справедливый, веселый, миролюбивый, чистоплотный, разумный и деспот, чрезвычайно преданный своему семейству. Всех этих качеств нельзя найти в евреях и, следовательно, было бы невежественно, основываясь на одной религиозности, допускать, что караимы суть потомки Симона, Дана и других колен израильских, вышедших из первого Иерусалима, для освобождения Рувима и Гада, осажденных в Самарии и поселенных отчасти в городах Мидии за 545 л. до Р.Х., где, прожив около 224 лет, они были переселены персидским царем Камбизом в Крым и поселились в г.г. Херсоне, Солхате и Онхате, Чуфут-Кале, Сефераде и т.д. Предположения эти, если они и были бы совершенно справедливы, то, во всяком случае, не имеют отношения к караимам, а относятся к иудейскому племени. … Если действительно подобный документ найден ( Меджлисский свиток А. Ю.), то в нем не подвергается сомнению то, что в Херсонес перешло на жительство большое число самарян, которые, как видно из жития первых семи иерархов, епископствовавших в этом городе, были могущественны, все же остальное составлено человеком, до сведения которого дошли слухи о пребывании в Солхате, Чуфут-Кале и Сефераде людей, исповедующих иудейскую религию (читай библейский монотеизм, Талмуда не было и в помине. А. Ю.) Из другой рукописи, найденной Беймом (спутник Хаджи-Бабы во многих путешествиях А. Ю.) в Чуфут-Кальской (Кырк-Йер. А.Ю.) кенеса в 1840 г. и опубликованной им, можно заметить только то, что она передана в Солхате обществу хазар, без сомнения принявших еврейский закон (читай караизм А. Ю.). Из того документа очень важного и не подлежащего сомнению, мы вправе сделать следующего рода заключения: а) что караимы не принадлежали никогда к племенам иудейских колен, б) что они образовались в Тавриде под этим названием только потому, что решились принять еврейскую религию (читай караизм А. Ю.), известную у хазар под именем «караиман», вследствие чего и получили название «кара-имов», или людей, исповедующих черную веру. … …Если ко всему этому мы добавим, что народ этот только вышел из Тавриды, что он не имел своей грамоты, а употреблял и употребляет еврейскую азбуку для выражения татарских (читай караимских А. Ю.) слов и что не сохранил никаких преданий, песен или чего-нибудь, напоминающего о совместном даже жительстве с израильтянами, то очень натурально, что он происходил от тюркской нации, какой являлись хазары, обитавшие в Крыму VII в. по Р.Х. Для более ясного убеждения читателя в происхождении караимов от татарского племени, которые, как доказано, нелегко перенимают привычки европейцев, обратим внимание на их современный быт и вообще образ жизни в массах цивилизованных народов. Караимы с тех пор, как присоединен к России Крымский полуостров, пользуются чрезвычайно важными льготами, дарованными нашим правительством с единственной целью приблизить их к себе и заставить чувствовать благодарность и охоту слияния (читай ассимилировать А. Ю.), но что вышло на деле? Народ этот везде, где он обитает, составляет плотную общину, подчиненную строгому контролю собрания всех членов общины и считает неприличным вводить в свою жизнь даже самые лучшие (лучшие ли? А.Ю.) привычки передовых наций; они чрезвычайно любят татар, сходятся с ними в убеждениях, торговых сделках, поют их песни и повторяют их предания и сказки с таким воодушевлением, как бы они вымышлены были их дедами. (Так и есть – общими дедами с татарами А. Ю.) Теперь всмотритесь в их быт домашний. Караимы, сколько бы их не было в одном городе, стараются поместиться в соседстве, чтобы прислушиваться друг к другу, не прибегая к сторонним нациям. Женам и дочерям своим они воспрещают беседовать с чужими мужчинами и вообще вести общественную жизнь, неохотно дозволяют им грамотность – словом буквально подражают (больше подошло бы «схожи в привычках» А. Ю.) во всем татарским привычкам и положительно требуют от семьи рабского повиновения и исполнения всех домашних дел. Караим, подобно татарину, смотрит на жену, как на предмет, доставляющий наслаждение его прихотям, на дочь, как на чужое достояние, а на сына, как на работника, которому возможно доверять капитал, а самому кейфовать».
Трудно обвинить Кондараки в тенденциозности. Не правда ли? Довольно полезный взгляд доброго соседа со стороны. Не подозревая о теории этногенеза, уже в XVIII веке Кондараки понял, что с точки зрения науки совершенно нелепы утверждения о том, что караимы «потомки израильтян от первого изгнания». Так же, как нелепы и поиски колен Израилевых среди современных народностей. Ведь речь идет об отрезке времени более 2000 лет. За это время любой этнос будет размыт несколько раз. Выводы Хаджи-Бабы Фирковича, сделанные на основании Дербетского и Меджлисского свитков, нужно воспринимать только лишь как аллегорию – караимы в какой-то мере наследники их веры, миропонимания и т.д. Находки и открытия Хаджи-Бабы произвели сенсацию, и даже сегодня их трудно переоценить. Они открыли неизвестные страницы истории не только караимов и Крыма, но также огромной территории Евразии с библейских времен до настоящих дней. Был прослежен путь и распространение древней монотеистической религии, не отягощенной Талмудом, и история народов, ее последователей. Безусловно, Хаджи-Баба не выдвигал тогда современной, доказанной версии тюркского происхождения западных караимов. Он просто не мог этого сделать, поскольку не только не обладал современным накопленным научным материалом по этому вопросу, но даже по тем временам не имел образования в европейском смысле этого слова. Но, тем не менее, ему было абсолютно ясно, что караимы в своем пути этногенеза абсолютно отличны от раббанов (евреев). Об этом он совершенно ясно пишет в «Авнэ Зиккарон». Эти находки и открытия никак не могли устроить определенные слои раввинистов. Именно поэтому, после смерти Хадж-Бабы, завязалась полемика по этим вопросам. С самим Фирковичем полемизировать никто не рискнул. С тех пор продолжаются бездоказательные и голословные утверждения по этим вопросам, со стороны авторов «второй группы». А точка в полемике, вопреки утверждениям г. Кизилова, поставлена уже почти 100 лет назад Ю. Д. Кокизовым. Считаю необходимым привести здесь основные положения, доказывающие абсолютную подлинность и ценность для истории открытий Хаджи-Бабы. В 1841 г. пражский раввин С. Рапопорт (может его имеет в виду гг. Ахиеезер и Кизилов, говоря об опровержениях при жизни Аджи-Бабы? А. Ю.) в журнале «Керем-Хемид», высказывает сомнения по поводу найденного Хаджи-Баба камня Исаака Сангари. В 1842 г. Б. Штерн по поручению общества истории и древностей в Одессе, а также и самого С. Рапопорта, исследовал этот камень на месте и нашел его несомненным подлинником. Кроме того, Б. Штерн нашел в близком расстоянии от него еще другой камень Сангарит, вероятно жены Исаака Сангари. Поэтому в подлинности камня нет никакого сомнения. В 1866 году в книге «18 надгробных надписей», проф. Д. А. Хвольсон окончательно опроверг все доводы С. Рапопорта, доказав их полную несостоятельность. Но г. Гаркави, после всего этого, в IX т. «Еврейской энциклопедии 1911 г. все равно пишет, ссылаясь на С. Рапопорта, о «доказанных» и «непреложных» доводах, обвиняя А. Фирковича в изготовлении нового камня Исаака Сангари. Кокизов пишет в 1911 г.: «Но не надо забывать того, что эти два камня до сих пор стоят в Чуфут-Кале на своем месте, где каждый желающий может обозреть их и убедиться, как по форме, так и по шрифту, в глубокой древности этих памятников». Но и тут у г. Гаркави есть что сказать: «Когда Б. Штерн был командирован в Чуфут-Кале для исследования надгробных памятников, для него было заранее заготовлено несколько открытий (т. е. искусственно сфабрикованных), чем он был крайне польщен». Такой ерунде может поверить только тот, кто не был на кладбище Балта Теймез. Про подробности командировки Б. Штерна Гаркави ничего не говорит, как о невыгодных для себя. К 1842 г. в коллекции Хаджи-Баба было 58 надгробных надписей с самой ранней датой 640 г.н.э. Многие из этих памятников были с тюркскими именами, относящиеся ко времени до эпохи чингизидов в Крыму. Т. к. это представляло очень большой научный интерес, то обществом истории и древностей в Одессе, по желанию С. Рапопорта и других ученых, в Чуфут-Кале был командирован авторитетный знаток истории и литературы, состоящий в переписке с ученым миром, директор еврейского училища в Одессе Б. Штерн, чтобы исследовать все памятники на месте и представить свои заключения. Б. Штерн приехал в Чуфут-Кале в октябре 1842 г. и свыше двух месяцев самым тщательным образом исследовал все означенные памятники на месте, в том числе и камень Исаака Сангари. В результате он нашел все камни подлинными. В то же время Б. Штерн сам открыл 7 древних надгробных памятников, которых Фиркович не видел, с датами 598, 818, 877, 992, 1027, 1509 г.г. н. э., а также камень Сангарит и в Карасубазаре и Феодосии – 4 рукописи. Один из камней Б. Штерна (598 г.), как видно, превосходит древностью самый старший из найденных Фирковичем. Все это окончательно разрушает легенды Гаркави, но он все равно голословно утверждает, что они были заранее подделаны и приготовлены, практически подрывая авторитет и компетентность своего же единоверца Б. Штерна. Официальный отзыв Б. Штерна напечатан в «Записках Одесского общества истории и древностей» часть 1, стр. 640-649 1844 г. Гаркави также умалчивает о мнении другого своего единоверца Р. Рабиновича из Мюнхена, ученого издавшего 12 томов вариантов к Талмуду. Он посетил в 1873 году А. Фирковича в Чуфут-Кале, где провел 10 дней и исследовал многие древние даты камней. Потом он писал к 6 тому следующее: «Я нахожу справедливым заявить, что некоторые ученые нашего времени не согласно с истиной подвергли сомнению древние даты в сборнике надгробных надписей А. Фирковича, потому что я сам копал и счищал с камней землю, их покрывшую, и с большим трудом прочел около 20 надписей. Я нашел, что все они согласны с его текстами. Кто хоть сколько-нибудь знаком с формами древнего квадратного шрифта, тот поймет, что они очень-очень древние». Профессор Д. А. Хвольсон, производя в 1878-1881 годах раскопки и тщательное исследование надгробных камней на Балта Теймез, нашел 40 древних камней, которых Хаджи-Баба совсем не видел, и самые древние даты относятся к 240, 289, 330 и 545 г.г. н.э. Профессор. Хвольсон детально опровергнул все доводы Гаркави о подложности памятников в Чуфут-Кале. На стр. 489 в своей книге он пишет, что г. Гаркави никогда не видел древних камней и даже не знает, как они выглядят, и раскопок в Чуфут-Кале не производил. Но Гаркави, Штрак и Куник упорно не признают этих древних памятников и отвергают их все до единого, утверждая, что ни одного из них нет более древнего, чем 1250 г. н.э. Они основываются на том, что «монголо-татары» появились в Крыму в 1223 г., а потому раньше этого времени караимы не могли быть в Крыму, носить тюркские имена, говорить на тюркском языке. Конечно, эти факты рушат и до сих пор происходящие антинаучные «поиски» пропавших колен израилевых и сионистскую теорию об «избранном народе». Театр абсурда продолжается. Гаркави и Штрак в 1876 г. выпустили большой том описаний этих памятников и вообще об открытиях А. Фирковича, который представили академии наук. В своем труде они упорно отвергают все доводы Д. А. Хвольсона и обвиняют Хаджи-Баба в подделках памятников. В том же году Куник издал брошюру «Тохтамыш и Фиркович», в которой также уличает А. Фирковича в подделке. Не буду здесь приводить все доводы противников А. Фирковича. Хочу только сказать, что все они на сегодняшний день просто смешны. Ю. Д. Кокизов обоснованно разносит их в пух и прах. Последний же гвоздь в доводы Гаркави и компании он вбивает созданием караимского календаря, по которому и сегодня живут западные караимы. Суть в следующем. Большинство найденных памятников имеет в своих датах указания на дни, недели и месяцы. Поэтому календарь может служить самым верным способом установления их подлинности. На правильность и рациональность этого способа указывают и оппоненты А. Фирковича. Ю. Д. Кокизов берет на себя огромный труд и создает караимский календарь на 2200 лет, а именно начиная с 4000 г. по 6200 г. от сотворения мира или от 240 г. по 2440 г. н. э. После этого он начал сличать все даты на памятниках с календарными сведениями, даты, имеющие указания на дни недели и месяцы. По сборнику А. Фирковича эти данные имеются от памятника Nr.34 до Nr. 94, всего 32 памятника, относящиеся к периоду 582 – 940 г.г. н.э. К его удивлению, ни одна из дат не согласовалась с календарем. Кроме того, на трех памятниках Nr.Nr.83,86,94 значатся высокосные месяцы. Караимский простой год - 12 лунных месяцев, высокосный – 13. А по существующему календарю должны были быть простыми. При дальнейшем выяснении оказалось, что караимы в Крыму до 940 г. н.э. употребляли летоисчисление т.н. восточных караимов, т.е. с разницей на год. Например, на памятнике 4395 год от сотворения мира (635 г.н.э.) соответствует 4396 году по теперешнему летоисчислению (636 г.н.э.). Кроме того, оказалось, что до 940 г. древние определяли первое число по новолунию, а не так, как считают у нас теперь, по видимости луны, что наступает всегда днем позже. О том, что восточные караимы раньше употребляли такое летоисчисление, упоминается и в древних караимских книгах. Также говорится, что они высокосными годами считали 2, 5, 7, 10, 13, 16, 18 годы девятнадцатилетнего круга, а не так, как теперь 3, 6, 8, 11, 14, 17, и 19 годы лунного круга. Учтя все эти данные, все даты памятников совпали с календарем. По моему мнению, смена летоисчисления могла произойти у караимов в связи со следующими фактами. Арабские цифры получили распространение на Ближнем Востоке в IX веке. До этого, да и позже, числа обозначались буквами по алфавитному порядку. И хотя эта традиция сохранилась и позднее, с появлением арабских цифр в арифметике появилось понятие «ноль». Т. е. Примерно в Х веке (о связи Крыма через Кавказ с Персией говорилось выше) караимы поняли, что момент сотворения мира это не «1» или «алеф», а «0». Этим может быть объяснено смещение летоисчисления на один год. Это доказывает, кроме подлинности камней то, что караимы (карайлар А. Ю.) жили в Крыму как минимум с конца VI века и носили персидские и тюркские имена много раньше XIII века, а именно: персидское имя Гуляфь от 635 г., тюркское Бикаче от 635 – 834 г., Мамук от 720 – 796 г., Айтолу от 815 г., персидское Гохер от 815 г. и Арзу от 836 г., тюркское Бийана от 845 г., Тохтар – 898 г., Бекляв – 936 г., также многие другие имена. Очень показательна история Куника и Тохтамыша. В своей брошюре он приводит 4 надписи с надгробных камней из сборника А. Фирковича. Первая надпись – «Эсфира дочь Соломона похоронена в 625 г.н.э.» На этом камне стоят две даты: первая по древне-крымскому летоисчислению от сотворения мира, другая - по современному. Куник уверяет, что вторая дата прибавлена другой рукой для подтверждения первой. Конечно, на самом деле ничего подобного. Это неопровержимо доказал Д.А. Хвольсон в «Надгробные камни из Крыма». Куник приводит еще три надписи с именем Тохтамыш: 1) Тохтамыш – сын Бахши умер в 262 г. н.э., 2) некто благочестивый старец Тохтамыш умер в 678 году и 3) старец Бераха, сын старца, Тохтамыша умер в 1157 г.н.э. Куник спрашивает, могли ли караимы в такие ранние века в Крыму носить имя Тохтамыш, тогда как Крымский хан Тохтамыш умер в 1407 году н.э. Сегодня этот вопрос выглядит наивно, но именно куники, гаркави и штраки с такими глупостями начали кампанию, продолжающуюся сегодня. Далее следуют обвинения в подделках дат. А потом Куник замечает: «Желательно знать, когда приходится по караимскому календарю 22-ой день таммуза в понедельник, т.е. в 1157 году или же в 1757 году (т.е. то, что утверждает Куник)?» Тут календарь решает вопрос бесповоротно в пользу Хаджи-Баба. В 1157 году 22-й день таммуза - понедельник, а в 1757 году – суббота. Непонятно, почему Куник прицепился именно к Тохтамышу, тогда как на памятниках находится масса других тюркских имен, которые носились караимами в ранние века. Ажиотаж вокруг имени великого человека Хаджи-Баба Фирковича вообще прекратился, если бы авторы «второй группы» просто прочитали и признали то, что доказательная база об истории караимов и Крыма вообще зиждется не только на собрании Фирковича. Даже если отбросить все лингвинистические, филологические, этнографические свидетельства, которые они не в состоянии понять, то есть еще множество других. Академик Кеппин, посетивший Чуфут-Кале в 1833 году, с тогдашним караимским газзаном М. Султанским, не производя раскопок, нашел на кладбище надгробные камни 1219 и 1252 г.г., а в Мангуп-Кале – 1274 г. При тщательных раскопках, понятно, они нашли бы и более древние. Это было еще до раскопок Хаджи-Бабы. На Балта Теймез имеется 6 памятников, поставленных умершим лицам из города Феодосии (Кафа). В свою очередь этим же лицам поставлены памятники и в Феодосии, с буквально одинаковым текстом: a) памятник почетной женщине Арзу, умершей в среду 26-дня месяца гешван, 4882 г. от с.м. (1122г. н.э.); b) женщина Бикача, умершая в четвертый день элула, 4887 г. (1127 г.н.э.); c)Гелель, сын почетного старца Авраама, умерший в понедельник 23-го дня кислев 4899 г. (1139 г. н.э.) и d) Садук, сын Иосифа, ездивший из Феодосии в Константинополь и при возвращении оттуда сильно заболевший в балаклавском порту, умер в Чуфут-Кале в субботу в 21-й день элула в 4919 г. от с.м. (1159 г.н.э.) Это т.н. йолджиташ – дорожный камень. По древней караимской традиции может быть поставлен памятник на кладбище и без захоронения, если человек умер в другом городе или на чужбине. Календарь и здесь решает вопрос в пользу А. Фирковича. Доцент А. Ф. Браун из Петербурга в июне 1890 г. производил раскопки на караимском кладбище в Мангуб-Кале и тоже нашел древние надгробные камни 868, 871, 875, 877, 913, 933, 954, 983, 1017 годов н. э. Снимки с этих памятников находились в азиатском музее в Петербурге. Как видно, все эти надгробные камни много древнее 1250 года, вопреки доводам авторов «второй группы». В последнее время большой интерес вызывают опубликованные в 1987 г. грузинским ученым Н. И. Бабаликашвили 9 надгробных надписей с Балта Теймез. Они датируются временем от 10.08.956 г. до 12.10.1048 г. Как видим, гаркави – штрако – куниковская платформа, на которой стоят ахиезеры, шапиры и кизиловы, давно уже потонула. Что касается Мангуп-Кале, то, по свидетельствам путешественников, побывавших там в XVII веке, это турок Эвлия Челеби и француз Боплан, единственные обитатели, жившие там в это время, были караимы. Даже если бы и не было всех доказательств ценности для науки и подлинности находок и открытий Хаджи-Баба Фирковича, я бы все равно привел бы один аргумент, доказывающий невозможность фальсификаций со стороны А. Фирковича. Его, конечно, не понять авторам «второй группы». Ведь они судят по себе. Не мог караим, газзан Авраам Хаджи-Баба Фиркович лгать, нарушать Божьи Заповеди. Даже во имя спасения своего народа. А народ и спасать-то не надо было. Тем более странно, что г-жа Голда Ахиезер повторяет бредни о фальсификациях А. Фирковича, а буквально через несколько абзацев пишет: «Фиркович, строго соблюдавший заповеди, не представлял себе существования караимов вне иудаизма, хотя и превратил их в отдельный народ». Сто лет прошло, а гаркавинские штучки все те же. Какие «заповеди? Все кроме «не лги»? Вне чего не представляет? Как понимать «вне иудаизма»? Если «вне веры отцов» – понятно. Значит «вне караизма». Согласен. Если «вне раввинизма», то абсурд. «Превратил в отдельный народ». Волшебство, да и только. Т. е. Голда Ахиезер признает, что караимы – отдельный народ? И такие люди с отсутствием логики пытаются заниматься наукой? Термин «хазарская теория» вышел из-под пера авторов «второй группы». На самом деле речь идет о целом комплексе исследований и работ в различных областях науки, проводимых в разное время и в различных странах и безоговорочно установивших, что этногенез западных караимов проходил в тюркской среде, и основными составляющими караимского этноса являются тюркские народности, с незапамятных времен населяющие просторы Евразии. В том числе и территорию Хазарского каганата на том историческом отрезке времени, когда он существовал. В рамках данной работы невозможно привести весь обширный материал на эту тему. Поэтому упомяну только пару моментов, могущих быть не известными читателю. На караимских библейских свитках имеются приписки, в которых указывается на многие города и общества, в которых караимы жили вне Крыма, а именно: Азак (Азов), Саркел, Тохт, Таматарка (Тамань?), Каракобан (Кубань?), Эрзерум, Гагра (Гагры) и др. Все эти местности, да и Крым тоже, места обитания различных тюркских племен, начиная задолго до н.э. А вот, что пишет в своей книге «Тюрки и мир: сокровенная история» Мурад Аджи, считающий, что именно тюрки принесли миру веру в Единого Бога – Отца Небесного – Тенгри и выводящий с довольно убедительными доводами династию персидских царей Ахемедов, родоначальником которой был Кир Великий (593-530 г.г. до н.э.) с Алтая. «… не должно удивлять и то, что на Украине, в Крыму, с 449 года знали христианство, что христиане жили колониями в городах. «Скифская епархия» относилась к семье восточных церквей, ее духовные традиции, по всей вероятности, хранят крымские караимы, которых христианами уже не называют. А тогда называли… Тогда действительно многое было иным. Впрочем, говорить уверенно, что караимы были теми христианами, сегодня не станет никто. История этого народа туманна (не согласен, не более туманна, чем история других тюркских народностей А. Ю.), хотя очень древняя. … Народ по примеру тюрков, отошедший от язычества. Они реликты времени. Как мамонты. Их вера уникальна историей, традициями. Они – уцелевшее зеркало Алтая и пример классического иудаизма. … В культуре караимов действительно много «раннехристианского» ». Караимские предания закрытие общин западных караимов увязывают с прибытием в Крым в 1501 г. группы караимов из Персии во главе с Синаном Челеби. Впоследствии он и его потомки были предводителями караимов и видными сановниками при ханском дворе. Примерно с XVI века появляется традиция о том, что «караимом нельзя стать, а можно только родиться». Причем только от двух родителей караимов. Трудно сейчас предположить, по каким причинам это произошло. Наиболее вероятно, мне кажется, что это было связано с османизацией и исламизацией Крыма. С приходом турок исконная крымская толерантность к различным конфессиям поуменьшилась. Об этом свидетельствуют легенды караимов. Например, легенда «Ага думпа». И хотя династия Гиреев до самого конца благоволила к караимам, все-таки караимы, видимо, были вынуждены прекратить прозелитство, чтобы выжить. На основании выше приведенных фактов можно сделать вывод об этногенезе западных караимов. Он, по-видимому, начался под влиянием конфессиональных признаков с первых веков н.э. в тюркской среде на территориях Евразии, в основном в Крыму. Определенный и значительный исторический отрезок времени приходится, и во временном и территориальном смысле, на Хазарский каганат. Основными составляющими этногенеза западных караимов являются многочисленные тюркские племена, населяющие эти территории еще до н.э. Безусловно, известны факты прибытия отдельных людей в Крым и из Персии, и из Византии. Но это не повлияло на основную тюркскую доминанту в этническом смысле. Примерно к XVI веку процесс этногенеза западных караимов завершается в Крыму, в Западной Украине и в Литве. Продолжается только лишь взаимодействие между общинами. Например, мой крымский прадедушка родом из Тракай. После колонизации Крыма Россией постепенно запускается процесс ассимиляции, который приобретает ускоренный темп в советское время. В Литве и Польше в межвоенное время этот процесс замедляется. Еще больший вред крымским караимам, как этносу, приносит постсоциалистический период, приведший к эмиграци части караимов, в основном молодежи. Особую роль в сохранении культурного наследия караимов сыграл Серайа Маркович Шапшал (1873-1961). Не отказываясь от тысячелетнего духовного наследия караимов, он приоткрывает и изучает многие аспекты этого наследия. Благодаря ему этническое самосознание и самоидентификация западных караимов не изменяется, а обретает современную научную основу. Будучи востоковедом, тюркологом, человеком огромной эрудиции и высоких моральных качеств, патриотом своего народа, он занимает заслуженное место лидера сначала крымской общины, а потом Литвы и Польши. Именно благодаря деятельности Серайа Шапшала и Семена Фирковича западные караимы, даже в советское время и приобщались к своим историческим корням. Тем более неприемлем грязный и лживый материал, поданный г. Голдой Ахиезер со ссылками на того же М. Кизилова. Как им все-таки нравится ссылаться друг на друга! О жизни и деятельности С. Шапшала написана на основании архивных документов прекрасная статья О. Петрова-Дубинского. Она напечатана в журнале «Караимика». Именно благодаря С. Шапшалу и др. западные караимы сохранили огромный пласт культуры как в межвоенное, так и в советское время. Переоценить деятельность С. Шапшала невозможно. Среди его заслуг и библиотека в Евпатории «Карай Битиклиги», и караимский музей в Тракай, и караимско-русско-польский словарь и многое другое. Я понимаю, что это ценности для караимов, а не для г.Голды Ахиезер. Но зачем же говорить неправду о том, что С. Шапшал помогал выявлять евреев в годы оккупации? Могу сам ответить на этот вопрос. Это продолжение все той же политики, начатой Саадией, продолженной Гаркави и другими «авторами», направленной на дискредитацию самых видных караимских деятелей, караимов и караизма вообще.
Цитата 7 из статьи «Потерянные колена,…»: «Политика Шапшала привела караимов Восточной Европы к тотальной ассимиляции. Только караимы Галича остались верны прежней караимской традиции и сохранили свою еврейскую идентификацию…» Опять неправда. Именно благодаря С. Шапшалу и С. Фирковичу ассимиляция была задержана у тракайских караимов. Именно в Тракай даже в советское время действовала единственная в СССР кенеса. Именно в Тракай можно еще услышать наш родной караимский язык. Именно в Тракай еще изредка бывают караимские свадьбы по древним традициям. Именно в Тракай в межвоенное время действовала последняя караимская школа-мидраш, в которой учился мой отец. Именно в Тракай 4 января 1959 года газзан С. Фиркович обвенчал на своей квартире моих родителей ( в кенеса было опасно), а на второй день приехал из Вильнюса уже глубокий старик С. Шапшал благословить их. Но к авторам «второй группы» это не имеет никакого отношения. У них система ценностей определяется степенью «еврейства». Кстати о караимах Галича. Сейчас их в Галиче почти не осталось, но выходцы оттуда живут и в Тракай, и в Польше. В результате многолетнего постоянного общения с ними могу со всей ответственностью сказать, что их самоидентификация не отличается и никогда не отличалась от самоидентификации других западных караимов. Есть также сведения о том, что в Галиче хорошо «наследил» пресловутый М. Кизилов.
Цитата 8 из статьи «Потерянные колена»,: «По утверждению руководителей караимских общин нового поколения в Крыму и Литве, караимы никогда не были евреями (более того, никогда не были эскимосами, индейцами наваху, масаями и др. А. Ю.), они являются потомками хазар, алтайских горцев и киргизов (а также алан, булгар, печенегов). Основа их веры – древнетюркские языческие обряды и вера в бога небес – Тенгри (что во всех тюркских языках означает просто слово «бог»); они никогда не пользовались ивритом, а их праздники и календарь – сугубо тюркские». Г-же Голде Ахиезер легче всего приписать «руководителям караимских общин» то, что они никогда не говорили и не писали, чтобы продолжить процесс дискриминации. Я лично знаком и много общался с этими «руководителями» и ничего подобного не слышал. А еще интересно было бы узнать, что г-жа Голда Ахиезер читала или с кем общалась из Литвы.
Цитата 9 из статьи «Потерянные колена,:» «Впрочем, в последние десятилетия немало караимов из СНГ репатриировалось (слово-то какое А. Ю.) в Израиль, продемонстрировали тем самым несостоятельность тюркских концепций». Полный бред. Все, что продемонстрировали уехавшие из Крыма и Украины, так это только то, что на своей Родине они не смогли в постсоветское время устроить свою жизнь на достаточном уровне. Большинству из них надо было добывать хлеб насущный, и им было глубоко наплевать, как и на «тюркские концепции», так и на «еврейство». И если бы им давало деньги не государство Израиль, также обеспечивая всем необходимым (работа, медицинское обслуживание, жилье и др.), а, например, Тунис, то сейчас они бы были мусульманами. Израиль, практически, их купил, как и египетских караимов в 50-х годах. Я их ни в коей мере не осуждаю. Многие вернулись на свою Родину в Крым. Уважаю их выбор и выбор тех, кто создает для себя и своих родных лучшую жизнь на своей Родине. Показательно то, что ни из Литвы, ни из Польши ни один караим не уехал.
Цитата 10 из статьи «Потерянные колена,:» « …появились другие тенденции, например в Евпатории, где наблюдается процесс возвращения к иудаизму». Опять непонятно, что имеет в виду г-жа Голда Ахиезер. То, что возобновлены молебны и реставрируются кенеса? Так это и в Тракай не прекращалось. Только в Тракай весь молебен проходит на родном караимском языке, а у евпаторийцев, к сожалению, такой возможности нет. Вынуждены молиться и на русском. А может имеется в виду то, что пару человек в зрелом возрасте сделали обрезание и приняли библейские имена? Это их выбор. Но при чем здесь иудаизм? Опять «тень на плетень».
В заключение хотелось бы сказать следующее: Некорректно обвинять С. Шапшала в подмене религиозного самосознания у западных караимов на этническое. Такие обвинения свидетельствуют только лишь о непонимании или нежелании понять «авторами» тех исторических процессов, которые происходили на рубеже XIX, XX в.в. на территории Евразии. И караимы не были исключением в этих процессах. В этом нет никакого «пантюркизма». Караимы не считают себя ни лучше, ни хуже других и испокон веков мирно существуют как с другими этносами, так и конфессиями. Тому свидетельства и Чуфут-Кале, рядом с которым стоит Успенский монастырь, и Мангуп-Кале, где на одном плато и сейчас можно увидеть развалины кенеса, мечети и христианской базилики. Веротерпимость, в отличие от Западной Европы и Ближнего Востока, вообще всегда была присуща народам Евразии. Я не буду, наверно, далек от истины, если замечу на основании фактических материалов и своего знания Крыма, что и караимы, и крымские татары, и крымчаки, и коренные крымские греки (теперь их не осталось в Крыму) прошли очень близкий путь этногенеза и различия между ними связаны, в основном, с разными вероисповеданиями. Хочу призвать всех «авторов» бросить «нафталиновые» попытки оболгания караимов и их истории и заняться лучше богатой историей своего народа. Все равно правду «незабетонировать». Серьезных, неангажированных ученых хочу поблагодарить за выдержку и смелость и призвать к дальнейшему изучению всех аспектов, связанных с историей караизма и караимов, т.к. в этой плоскости возможны и находки, и сенсации, связанные не только с караимами, но и с неизмеримо большей территорией, как в географическом, так и в историческом и др. смыслах. Благо - материалов хватит не на одно поколение. А своим единоверцам и соотечественникам, да и всем читателям, если таковые будут, выразить надежду на то, что идеи караизма актуальны и сегодня и вместе с культурой западных караимов внесут достойный вклад, пускай и обретя новые формы, в общечеловеческую культуру.
Артур Юхневич (Тракай, Литва.2008.)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Karaj dińliliarniń jalbarmach jergieliari Karaj kalendary, Karaimu kalendorius, 2001 - 2051 Myśl Karaimska, ilustrowane czasopismo, zeszyt 1, 1924r., Wilno.
Myśl Karaimska, ilustrowane czasopismo, zeszyt 10, 1932-1934 r., Wilno.
Myśl Karaimska, ilustrowane czasopismo, zeszyt 11, 1929 r., Wilno.
Myśl Karaimska, ilustrowane czasopismo, zeszyt 11, 1935-1936 r., Wilno
Myśl Karaimska, ilustrowane czasopismo, zeszyt 12, 1937-1938 r. Wilno.
Myśl Karaimska, ilustrowane czasopismo, zeszyty IV-V, 1928r., Wilno.
Szyszman Szymon, Karaizm. Historia i doktryna, Warszawa, 2005 r. Szyszman Simon, Karaizmas. Doktrinos ir istorija, Vilnius, 2000 m.
Аджи Мурад, Дыхание Армагеддона, Москва, 2007 г.
Аджи Мурад, Европа, тюрки, великая степь, Москва, 2007 г.
Аджи Мурад, Тюрки и мир: сокровенная истроия, Москва, 2006 г.
Ananiasz Zajączkowski, Zarys religii karaimskiej, Bitik 2006 r.
Артамонов М.И., История Хазар, Санкт-Петербург, 2002 г.
Ассоциация крымских караимов «Крымкарайлар».
Молодежный этнокультурный центр «Кале», Симферополь 2005 г.
Буниятов З.М. Государство Хорезмшахов-Ануштегинидов 1097 – 1231, Москва, 1986 Вихнович В.Л., Караим Авраам Фиркович, Санкт-Петербург, 1997 г.
Гумилев Лев, Древние тюрки, Москва, 2007 г.
Гумилев Лев, История народа хунну, Книга 1, Москва, 2002 г.
Гумилев Лев, История народа хунну, Книга 2, Москва, 2002 г.
Гумилев Лев, Конец и вновь начало, Санкт-Петербург, Москва, 2002 г.
Гумилев Лев, Открытие Хазарии, Москва, 2006 г.
Гумилев Лев, Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации, Москва, 2007 г.
Гумилев Лев, Тысячелетия вокруг Каспия, Санкт-Петербург, Москва, 2002 г. Гумилев Лев, Этносфера, Санкт-Петербург, Москва, 2002 г.
Ельяшевич Б.С. Евпаторийские кенасы, краткое описание, Евпатория 1928 г.
Karaj kiunlari, Наследие караимов в современной Европе. Вроцлав 2004 г. Караимская жизнь, ежемесячный журнал, книги 1, 3-4, 5-6, 7, 1911 г. 8-9, 10-11, 12 1912 г. Москва
Караимско-русско-польский словарь, Под редакцией Н.А.Баскакова, А, Зайончковского, С.М. Шапшала Козлов С.Я., Чижова Л.В.,
Тюркские народы Крыма, Караимы, Крымские татары, Крымчаки, Москва, 2003 г. Кокизов Ю.Д., Краткий исторический очерк, С.-Петербург, 1900 г. второе издание. Косидовский Зенон, Библейские сказания, Москва, 1969 г.
Кропотов В.С., Военные традиции крымских караимов, Симферополь 2004г.
Kricinskis Stanislovas, Lietuvos totoriai, Vilnius 1993 m.
Марков Евгений, Очерки Крыма, С.-Петербург, Москва
Материалы к серии "Народы и культуры", выпуск XIV, КАРАИМЫ, Москва 1993 г. Международный институт крымских караимов, Караимика, Симферополь, Украина, Слиппеи Рок, США, выпуск VI, 2008 г.
Павленко Ю.В., Передiсторiя давнiх русiв у свiтовому контекстi, Киiв, 1994 г. Pienieznieskie spotkania z religiami. Karaimi (Materialy z sesji naukowej)? Pienieżno 1987 r.
Полканов А.И., Крымские караимы, Париж, 1995 г.
Полканов Ю. А. Родовое гнездо караимов, Кырк-ер - Кале - Чуфт-Кале (Чуфут-Кале), Москва, 1994 г.
Полканов Ю. А., Обряды и обычаи крымских караимов-тюрков: женитьба, рождение ребенка, похороны, Бахчисарай, 1994 г.
Полканов Ю.А. Кърымкъайларын аталар-созы. Пословицы и поговорки крымских караимов, Бахчисарай, 1995 г.
Полканов Ю.А., Полканова А.Ю., Алиев Ф.М., Фольклор крымских караимов, Симферополь, 2004 г.
Президиум Ассоциации «Крымкарайлар», Крымские караимы. Происхождение, этнокультура, история. Симферополь 2005 г.
Филипс Э.Д., Монголы, Основатели империи Великих ханов, Москва, 2004 г. Шапшал С.М. Караимы СССР в отношении этническом. Караимы на службе у крымских ханов, Симферополь, 2004 г.
Шапшал Серая, Караимы и Чуфутъ-Кале въ Крыму. Краткий Очерк. С.-Петербургъ, 1896 г.
Serajos Sapsalo karaimikos rinkinis, Lietuvos Nacionalinio muziejaus biblioteka, Vilnius 2001m.
Кызласов Л. Р. История Южной Сибири в средние века. Москва, 1984 г. Фахрутаинов Р. Г. Очерки по истории Волжской Булгарии. Москва, 1984 г.
|