«Среди крупнейших филологов – ориенталистов мира
Ананий Александрович Зайончковский занимает одно из наиболее почетных мест как
выдающийся тюрколог – лингвист, литературовед и историк».
Н.Баскаков.
А.Зайончковский родился в караимской
семье 12 ноября 1903 г. в Тракае. В годы первой мировой войны его семья
эвакуировалась в Крым. В Симферополе Ананий закончил мужскую гимназию (1921).
Вскоре после этого семья вернулась в Литву. Ананий учился и закончил знаменитую
гимназию им. Короля Сигизмунда в Вильно (1925). Затем по совету известного
тюрколога, проф. Т.Ковальского получил образование в Ягеллонском университете в
Кракове, где изучал филологию мусульманского Востока. Уже на 4-м курсе он
защитил докторскую диссертацию. Затем стал сотрудником, а потом и профессором
Варшавского университета. Являлся кпупным тюркологом, специалистом по
караимскому, хазарскому, кипчакскому, мамелюкскому языкам, крупным иранистом и
арабистом. Был редактором, педагогом, организатором, автором ставших
классическими трудов. Участник многих форумов ориенталистов. Был замечательным
человеком.
В 1993 г. в Вильнюсе широко отмечено 90- летие со дня его рождения научной
конференцией, и издан сборник трудов со значительными статьями и воспоминаниями
о выдающемся ученом Н.Баскакова,
А.Дубинского, Г.Кобецкайте, А.Сулимович, Э.Трыярского и др. известных ученых.
А.Зайончковский является
соавтором академического караимско -русско-польского словаря.
В послевоенные годы он смог
посетить знакомый с юношеских лет Крым, и в Евпатории собирал материал по
крымскому диалекту караимского языка, фольклору и религии.
Крым его помнит. В Симферополе
имя А.Зайончковского увековечено на мемориальной доске здания бывшей мужской
гимназии вместе с другими выдающимися её выпускниками.
Великий тюрколог продолжает
жить в своих классических трудах. «Имя его широко известно всем ориенталистам
мира», как писал Н.Баскаков (1994).
В память о великом тюркологе
ниже публикуем некоторые мысли из его работ, доступных далеко не каждому
читателю.– Из «Караимы в Польше. История. Язык. Фольклор» (Варшава, 1961) и из
«Хазарская культура и её наследники» / Крымские караимы: происхождение,
этнокультура, история (Симферополь,2005, с.66-74). Перевод с английского
С.Кальф-Калифа.
Происхождение.Этнография. «Что касается антропологии, караимы
неоспоримо являются одной из самых интересных этнически-культурных групп не
только в Европе, но и во всем мире».
«Караимы являются с
этнололгической и лингвистической точек зрения чрезвычайно интересным
этническим (культурным) реликтом, традиции которых прослеживаются вплоть до
раннего средневековья».
Память аланского сохранилась в
караимском языке в слове аланкасар – гигант. Добавка аланской крови у караимов
по акад. Я.Чекановскому – доказательство, что «эти потомки скифов не покинули
степи совсем, а были частично поглощены нашествием тюркских племен».
«Караимы имеют свои
первородные названия месяцев кумано – кипчакского происхождения»
«…Караимская этнография ждёт
своего исследователя».
Язык. Вероисповедание. « Наиболее важный признак этногенеза
караимов – в их языке… их язык
свидетельствует о происхождении от хазар и команов. Язык караимов был издавна
использован в литургии. Это немало способствовало сохранению древнего
караимского перевода Библии».
Караимский язык «исключительно
архаичен».
«Читая этот памятник
половецкой речи (Кодекс Куманикус) создаётся впечатление чтения на караимском
языке».
В догматическом богословии
«значительную часть терминов мусульманского происхождения, подобно языку
команов, сохранил и караимский язык как наследие сильного персидского и,
частично арабского влияния в средние века».
«…заимствование
древнееврейских элементов пришло в караимский язык в относительно поздний
период (18–19 вв.) под влиянием «знатоков Библии», караимских эрби, хорошо
читающих древнееврейские тексты и поражавших воображение «простаков» своей
эрудицией».
«…от мусульман караимская
религия приняла веру, что Магомет был пророком Ислама…Анан уверовал в Христа,
как в пророка и учителя, посланного для христиан».
«Караимская литургия основана
прежде всего, подобно христианской, на псалмах Давида».
|