/краткие тезисы/
К моменту обращения хазар в караизм в Хазарии какая-то часть хазар была обращена в христианство многочисленными миссионерами, некоторая часть - в ислам. В этих «обращениях» усердствовали Византия и Могущественный Арабский халифат, стремясь таким путем сделать Могучее Хазарское царство своим союзником. Значительная часть хазар оставалась язычниками, в то же время веруя в Тенри-творца неба и земли.
Для укрепления государства, избегания раскола в нем на религиозной почве надо было принять монотеистическую религию такого толка, которая удовлетворяла бы следующим условиям:
1. Консолидации всего народа, несмотря на наличие в нем и христиан, и мусульман, и язычников;
2. Ни ислам, ни христианство каганов не устраивали, так как либо христианская Византия, либо мусульманский Арабский халифат получили бы возможность вмешиваться в Хазарскую политику и во внутренние дела Хазарии;
3. Отсутствие множества запретов и мелочной регламентации, которые бы потребовали изменить сложившийся социально-экономический уклад народа, нарушить его традиционный образ жизни (именно это потребовал бы, в случае его принятия, талмудизм).
К концу VIII в. В результате религиозных реформ Анана более ранний библеизм обрел второе дыхание и, благодаря его религиозному демократизму, отсутствию в нем множества нелепых запретов (таких, как в Талмуде) стал быстро проникать в различные этнические среды, получив наименование «караизма».
Официальное признание караизмом Иисуса Христа и Магомета великими Праведниками и Пророками и, в то же время, веротерпимость - это все то, что нужно было Хазарским каганам. Это именно тот монотеизм, который не разделял, а, напротив, консолидировал народ, являясь государственной религией, бывшей лояльной и дружественной и к христианству, и к исламу. Замечательно, что в религиозной философии (психологии) хазар-язычников, обращенных в этот монотеизм, не произошло коренной ломки, так как в молитвах народ, как и прежде, продолжал обращаться к Тенри!
Приняв караизм в качестве государственной религии, хазарские ханы и во внутренней религиозной политике твердо придерживались выбранного курса на консолидацию, обретая черты религиозного синкретизма (см. А. Полканов. Крымские караимы), унаследованного их потомками караимами-тюрками.
Все это подтверждается историческими свидетельствами, некоторые из которых нами ошибочно могут восприниматься, как курьез, а на самом деле были продуманной и целенаправленной политикой каганов.
С. Кальф-Калиф,
Харьков, 1996.
|