Историческая территория крымских караимов находилась в междуречье Альмы и Качи и называлось Кырк Йер (буквально – округа кырков - тюркского племени, участвовавшего в этногенезе караев). В период между падением хазарского каганата и образованием Крымского ханства существовало самостоятельное Кыркйерское княжество крымских караимов. В его границах выделяли долинную часть и нагорье, в пределах которого находилась Верхняя крепость Кырк Йера – Кыркъйернын йугъары калеси – «священная колыбель» и столица княжества караев. В «нагорье» входили и склоны плато. В долинах и балках располагались сады, в остальной части – пахотные земли, выпасы, сенокосы, чаиры (луга и участки леса с привитыми садами). В конце XX века около половины садов в долинах Альмы и Качи возделывали крымские караимы.
После потери княжеством самостоятельности границы округи постепенно сужались. Со временем к Кырк Йеру стали относить в основном владения жителей Кале и поселений, примыкающих к нагорной части территории. Ёе границы оговорены в ярлыках крымских ханов.
Топонимы Кырк Йера в публикациях освещены слабо. Приведенный ниже материал собирался по крупицам. Топонимы записаны в основном от старейшин, предки которых жили в Кале. Использованы семейные архивы, записи со слов А.Дубинского, М.Дубинского, Е.Кальфа, Б.Кокеная, С.Мангуби, А.Полканова, Ю.Полканова, З.Синани, М.Чорефа, Сем.Шапшала и др. Топонимы собрал и обработал молодежный этнокультурный центр «Кале» Ассоциации «Крымкарайлар».
В Джуфт Кале попадают через Бийик Къапу и Кичик (Ашагъы) къапу – Большие и Малые (нижние) ворота. К Большим воротам одна дорога вела по нагорью из Бахчисарая, а другая из Салачика через Ашлама дерэ. К Малым воротам попадали из Салачика по склонам (три пути) и вдоль русла балки Марьям дерэ. Четыре из этих шести ранее проезжих дорог ныне превратились в тропы. Кратко охарактеризуем основные пути в крепость.
Дороги к Бийик Къапу:
Айланма йол (Намаз йакътан) окружная колесная дорога; ведет от Хан Сарая вверх на нагорье мимо дачного поселка, источника Юсуф Чокрак и кладбища-святилища Балта Тиймэз. Это основной транспортный путь к воротам.
Ашлама йол, она же Араба йол – колесная дорога из Салачика (Стараселье) по балке Ашлама дерэ вдоль подножие крепостного плато, затем вверх направо через Богаз (Горло). В 1945 году по дороге проезжали к воротам. Ныне в пределах северо-восточного склона нагорья она превратилась в тропу.
Кырк Йол – путь кырков. Совпадает с Айланма йол на плато, перед Бийик Къапу, через которые ведет к Эски Кале до Орта Къапу.
Сэкилендиривджи йол – дорога упокоения; из крепости на кладбище Балта Тиймэз.
Айрук йол – Святой путь от кенаса к Балта Тиймэз. Частично совпадает с предыдущей дорогой. Путь называли по-разному в зависимости от назначения процессии.
Дороги к Кичик (Ашагъы) Къапу, Газы Мансуру, Балта Тиймэз:
Ат (Йугъары) йол – верховой (верхний) путь, из Салачика от Зынджирлы Медресе вдоль подножия крепостных обрывов. Судя по следам колеи, некогда дорога была колесная. Старожилы помнят ёе, как дорогу для верховой езды. Ныне это пешеходная тропа.
Къарай йол – дорога караев, между верхней тропой и руслом балки Марьям-дерэ. Была проезжей для гужевого транспорта. Вела от Салачика к Балта Тиймэз с ответвлениями к Кичик Къапу, Газы Мансуру и к Орта Къапу (по балочке восточнее средней стены). В прошлом этот путь назыывали Хаджи йол – дорога паломников к святыням караев и мусульман
Ашагъы (Араба) йол – Нижняя (проезжая) колесная дорога из Салачика вдоль русла Марьям дерэ вверх к Газы Мансуру и к Балта Тиймэз. До начала 1960-х годов, была проезжей. Позже большинство посетителей стали пользоваться дорогой, идущей мимо монастыря. Ныне нижняя дорога перекрыта.
Монастыр йол – монастырская дорога по южному склону балки Марьям дерэ. Ныне основной путь посетителей Свято-Успенского Монастыря и Джуфт Кале. В прошлом проезжая. Ныне перекрыта и от Монастыря идут пешком.
К Малым воротам, Гази Мансуру и Балта Тиймэз раньше попадали из Салачика по любой из четырех названных дорог. Предпочтение отдавали Карай йол и Ашагъы йол.
Эшек йол – ослиная тропа, от Гази Мансура к Кичик Къапу; в прошлом этим путем в крепость доставляли на осликах воду от источника Къарай чокрак и фонтана Гази Мансур.
Т.Полканова
|