Первоочередная задача Крымохриса.
(Педагогическая жизнь Крыма. Орган Народного Комиссариата
Просвещения КССР. - № 1-2. - янв.-февр. 1925 г.)
Общие задачи Крымохриса сводятся не только к непосредственному музейному строительству: организации, руководству и контролю. Сфера деятельности его гораздо шире. К ней относится охрана и изучение всех памятников материальной культуры далекого прошлого, которыми богато усеян Крым, а также охрана и исследование материальной и духовной культуры населяющих в настоящее время Крым народностей. В соответствие с этим общие задачи Крымохриса настолько же многосторонни и широки, насколько разнообразны и культуры населявших Крым народов. Простое перечисление этих народов показывает, что не только изучение, но охрана одних только материальных памятников соответствующих культур является сложной и трудной задачей.
Первобытный человек древне- и ново-каменного века (палеолит и неолит), таинственные тавры и киммерийцы, скифы, греки, римляне, хазары, аланы, готы, армяне, византийцы, генуэзцы и, наконец, татары, – вот только наиболее крупные культуры, материальные памятники которых рассеяны по степям и горам Крыма или прикрыты пеленой его почвы. Их необходимо охранить и изучить, чтоб они наговорили нам своим немым языком об исторических путях Крыма. Но из этого многообразия необходимо выдвинуть на первый план задачи первоочередные, не терпящие отлагательства. К этим задачам относится охрана и изучение татарской материальной и духовной культуры.
Первоочередность этой задачи определяется тем, что история татарского народа в Крыму, составляющего до сих пор его главное коренное ядро, находится в самом зачаточном состоянии. История его экономических отношений, его хозяйства и, вообще, материальной культуры, история социально-политическая, развитие его духовной культуры (изобразительного искусства, поэзии, музыки, песни, обычаи, обряды, пословицы и т. п.), – все это, пожалуй, в гораздо меньшей степени известно нам, нежели история греческих колоний в Крыму.
Между тем с каждым днем теряется лишний шанс проникнуть в толщу татарской истории. С каждым днем на наших глазах разрушаются природой и темными людьми памятники татарской архитектуры; исчезают прекраснейшие и типичные образцы народного искусства (юзбезы. кбрызы, марамы, чеканные и филигранные изделия, ткани и пр.), гибнут старинные книги и рукописи, уходят под землю дюрбе и надгробия, забываются или ассимилируются под влиянием нового быта старинные народные мотивы, песни, легенды, сказка, обычаи, игры и т. д.
Если в первую очередь не поставить охрану и изучение этих памятников материальной в духовной народной культуры, то они бесследно исчезнут с лица земли, скрыв с собою семивековую татарскую историю.
Вот причины, вследствие которых Крымохрис в число своих первоочередных задач включил охрану и изучение памятников татарской культуры.
Но эта задача, конечно, не может быть осуществленной, ни путем работы одного административного органа, ни путем трудов отдельных ученых.
Дело изучения и охраны народной культуры должно быть осуществлено коллективной же волей освобожденною от национального гнета татарского народа.
И в этом деле задача Крымохриса, как административного органа, должна быть прежде всего инициаторской и организационной. Пробуждение в народных татарских массах интереса к памятникам своей культуры, выяснение значения их в деле изучения татарской истории, руководство в их охране и собирании, создание инициативных групп из татарской молодежи, вовлечение общекрымской советской общественности в круг этих интересов, привлечение к этому интересному культурному делу широких масс рабочих и учащихся других национальностей и, главное, привлечение к нему сельского и городского учительства, – вот задачи, проведение которых обеспечило бы основную цель изучения татарской культуры и истории.
Для исполнения этих задач Крымохрис наметил себе на текущий год следующий план работ:
1. Созыв Всекрымского Съезда по татароведению с привлечением к нему представителей других Татарских республик и отдельных ученых специалистов Съезд должен пробудить инициативу на местах; объединить организационно и идейно работников по татарской культуре, выявить проделанную в этой области работу, установить связь с прочими татарскими республиками в деле изучения истоков татарской культуры, выработать единый план работ.
2. Открытие в Симферополе отделения Всероссийской Ассоциации Востоковедения, что даст возможность связать Крымскую работу с общесоюзной.
3. Создание в Бахчисарае Института Татароведения, как центре татарской культуры, где сохранилось наибольшее количество памятников татарской материальной культуры.
4. Организация совместно с московскими и ленинградскими учеными-татароведами этнографической экспедиции для сбора предметов быта и для изучения духовной культуры.
5. Организации раскопок первой татарской столицы в Крыму Солхат (Старый Крым), которые должны дать несомненно интересный материал для освещения первоначального периода пребывания татар в Крыму.
6. Установление связи и руководство в собирании и изучении материалов татарской культуры, на периферии краеведческими ячейками и отдельными лицами, интересующимися этой культурой.
В своей работе Крымохрис главные надежды возлагает на сельское учительство – татарское и русское. Вне всякой обязательной и систематической работы, просто от случая к случаю, сельский учитель может сыграть большую роль в деле охраны памятников старины и в деле собирания материала по изучению духовной культуры. В одном из ближайших, №№ мы остановимся подробно на этом вопросе. Теперь же, только скажем, что простая регистрация памятника, зарисовка его или описание, запись случайно услышанной песни, поговорки, описание старинных деревянных и пр. предметов обихода, орудий и т. п., сохранение таких предметов для Музея (часто их хозяева готовы выбросить), – вот вкратце, чем может помочь общему делу каждый сельский учитель. (Все сведения, переписка и материалы могут направляться в КрНКП, для Охриса).
Крымохрис не сомневается, что общая дружная коллективная работа шаг за шагом раздвинет тяжелую завесу, скрывавшую до сих пор от наших взоров историческую сцену татарской культуры.
А. Полканов
|