Эту глину с незапамятных времен использовали в Крыму для очистки шерсти, вина, растительного масла, в лечебных целях, для мытья головы и т.д. В народе кил называли также горным и земляным маслом, мыловкой. Известен он был и как кеффекиль (кил из Кефе). А.Е.Ферсман писал (1919), что в Крыму им «пользуются как городское население, так и туземцы, по преимуществу татары, крымчаки и караимы, частью для мытья в морской воде, частью для извлечения жира при обработке шерсти, и, наконец, для лечебных целей и в качестве пластыря». В народной медицине кил применяли при отравлениях и лечении болезней кожи, как основу для мазей, в качестве присыпок на раны.
Особенно широко использовали кил женщины при купании и мытье головы. Сымыт Кушуль вспоминала: «Вы спрашиваете меня относительно кила, который в прошлом применялся караимами в быту. В отношении его использования добавлю, что еще в моем детстве караимки, идя в баню, брали с собою несколько кусочков кила и специально для него маленький тазик, в котором, до начала мытья головы, этот кил заливали водой. Пока мыли голову, вода настаивалась на киле, а когда голова была уже полностью вымыта и волосы выполосканы, на них осторожно, чтобы не взмутить кил, сливали эту киловую воду. По высыхании волосы делались блестящими и шелковистыми.
Эти банные тазики для кила бывали медные, впрочем, как и вообще вся посуда у караимов, но я видела и серебряный тазик." (1970-е гг., из письма Ю.Полканову).
Добавим, что голову мыли только дождевой водой.
Караи занимались и промыслом кила, особенно в районе с.Шуры (у нынешних сел Машино и Кудрино под Бахчисараем). Отсюда и фамилия Кильджи, созвучная с Килджи (власяник).
До революции славилось мыло «Кил», которое называли «Чудо Крыма» и производили на фабрике карая Харченко в Севастополе.
В 1930-е годы на основе кила готовили мыло, зубной порошок и первый отечественный стиральный порошок «стирпор».
А.Полканова
|