Окружающих в прошлом удивляло обилие благотворителей среди карев. Корни этого явления уходят в далекое прошлое. Характерны слова отцов:
Дающий Богу угоден.
Берген Танърыгъа йаран.
Пусть твое слово соответствует пожертвованию.
Ареханъа коре лафынгъ болсын.
Делающий добро – найдет добро,
Делающий зло – найдет зло.
Ийликиден – ийлик булур,
Комлик идеен – кемлык булур.
Дорога на небо начинается с земли.
Йöк къöклерге башлана йэрдэн.
Характерно количество благотворительных организаций. До революции их было свыше 20-ти в городах: Армянский базар, Бердянск, Екатеринослав, Киев, Мелитополь, Одесса, Петроград, Симферополь, Севастополь, Феодосия и др. В т.ч. в Евпатории 5 организаций, в Одессе – 4, Симферополе – 3.
Общества имели разное назначение, что отражено в их названиях: попечение о бедных караимах – Евпатория; воспомоществование бедным караимам – Москва; помощи бедным караимским девицам – Николаев; для распространения просвещения и взаимного воспомоществования, женское благотворительное, комитет дам по оказанию помощи семьям запасных и раненых воинов – в Одессе; попечение о нуждах Министерского караимского училища – Симферополь; помощи караимам, пострадавшим от военных действий – Евпатория и т.д.
Помогали не только в рамках обществ, но и индивидуально и не только нуждающимся соплеменникам, но и нуждающимся разных национальностей, религий и населению в целом. Об этом напоминают, например, в Евпатории городские библиотека и театр, детский санаторий «Чайка». В числе добрых дел была помощь продуктами питания, топливом, стипендиями учащимся, приданным для выходящих замуж, бесплатным лечением и т.д. известные благотворители древних родов: Бабаев, Бабович, Гелелович, Дуван, Казас, Кальфа, Коген, Сарач, Синани, Тонгур, Шишман и др.
|