С Олегом Ивановичем Домбровским мне посчастливилось близко общаться при расчистке колодца в древнем городе Мангуп-Кале (1). Он нередко приезжал к нам, чтобы рассказать о том, что мы в конце концов делали, расчищая древнее гидротехническое сооружение…
Помню красные языки пламени над черными углями костра и нас, спортсменов и научных работников, рабочих и клерков, сидящих вокруг огня, и Домбровского с его кустистыми бровями, глухим голосом и глубокими ясными глазами.
Он говорил, мы слушали, почти не дыша и вот – исчезают руины древнего города, заросшие шибляком, и мы ясно видим княжеский дворец, молчаливых жителей княжества Феодоро с тревогой вглядывающихся вдаль, в долину. Там, в осеннем прозрачном воздухе резко выделяются черные дымы от горящих селений, а по дорогам медленно ползут пестрые змеи. Это по узким проселкам медленно движутся отряды турецких аскеров, численность которых во много раз превышает число защитников. Они волокут огромные корабельные орудия – оружие не виданное здесь ранее.
Мы видим все это, как наяву, благодаря доброму волшебнику, Олегу Ивановичу. Но вот, мы открываем глаза и снова видим дымный костер, мы опять вернулись в настоящее, где бывают такие же сложные моменты, как в любом веке, но прошлое, разбуженное тихим, глуховатым голосом, навсегда останется в нас.
А вот еще один случай, когда мне посчастливилось почти сутки быть в его обществе. Было это, кажется, на новый, 1967 год. Олег Иванович задумал необыкновенную мистерию с переодеванием в средневековые одежды, с масками. Участвовали все подопечные Домбровского. Я оказался там почти случайно – рано утром я должен подняться на Агармыш, спуститься в карстовую шахту Сычев провал (Бездонную) и отобрать пробы воздуха из этой карстовой полости. Ночь вместе с ребятами Олега Ивановича мы провели в древнем (тогда мало известном) армянском монастыре Сурб-Хач, заброшенном и частично разрушенном. Древние руины внезапно ожили. По стенам метались багровые пятна, в большом зале творилось не совсем понятное, но очень занимательное действо. Там разыгрывались сценки из средневековой жизни. Были там и судьи, и стражники, и палачи, и даже казненный (искусно сделанное чучело ). Я не помню сюжетов разыгрываемых сценок, но ночь прошла незаметно. Наутро я уехал, но до сих пор помню дымные факелы в древнем монастыре и Олега Ивановича Домбровского, окруженного мальчишками (от десяти до тридцати лет отроду), обожающих своего друга и учителя.
- Полканов, Шутов. Колодцы Мангуп Кале и Судакской крепости. Сб. Причерноморье, Крым, Русь в истории и культуре. Киев-Судак. 2004, Академпериодика, с. 152-155 .
Ю. Шутов, ИМР
|