В разных публикациях из
Крыма и других стран о караимах Крыма и Литвы пишут небылицы об образовании
караимов, закончивших мидраш (караимская религиозная школа). Например, что из
мидраш выходили такие образованные люди, что в одно время выпустили из мидраш в
Тракай шестьдесят караимских раввинов. Хочется узнать, откуда получены такие
сведения? Возможно, от «ученых», ангажированных определенными
псевдоидеологическими слоями.
Какое образование давал мидраш я знаю не понаслышке. Я
учился в нем с 1933 по 1940 года включительно. Учеба проходила вечерами в
понедельник, вторник, среду, и четверг. В воскресение, после утренней молитвы
уроки вел Уллу газзан Ш. Фиркович. Его уроки были как луч света в темном
царстве. Он имел только религиозное образование, но обучал нас караимскому языку.
Мы между собой говорили по-караимски, употребляя много чужих слов. Он учил нас
забытым словам, таким способом очищал караимский язык. Он был поэтом,
драматургом. Писал по-караимски не на древне еврейском, как покойный Казас, так
как считал, что для караимов священным является караимский язык. Он и нам,
своим ученикам, внушил это.
Чему мы учились вечерами? Учили нас два учителя. Все годы
нас учили молиться. Мы сидели за партами или вокруг большого стола. Перед
каждым лежала библия. Мы по очереди читали по одному предложению. Если пришла
очередь читать, и ты не знаешь, где читать, получал ремнем по плечу или рукой
по лицу. После нескольких лет учебы учились переводить на родной караимский
язык то, что читали, не понимая. На какой-то праздник учились петь молитву на
караимском языке. Учились целый месяц. Я помню и сейчас первое предложение и
мелодию этой молитвы. Выпускники мидраш никаких титулов не получали. Отдельные
личности, которые работали над собой, получали титул «Маскиль». Это были те,
кто умел с листа переводить молитвы на караимский язык. Того, кто имел хороший
слух и имел титул «Маскиль», если нужен был газзан, специально учили на
газзана. Перед избранием газзана присваевали ему титул ребби. Никому по
окончании мидраш титулы не присваивали. Возможно, что наиболее способных
продолжали учить дальше. Я помню людей с титулом «Маскиль». В Тракай таких было
не больше шести-семи человек. Благодаря тому, что караимы всегда молились на
двух языках, мы не забыли свой язык, как забыли свой язык в Литве татары.
Ш. Юхневич, Вильнюс
|