Погрешу на Чатырдаге. Мы скрывали от посторонних место, историю открытия, освоения и наречения мини пещеры Погрешу. В ней ночевали, пережидали непогоду, прятали рюкзаки и снаряжение. В голодные годы по неделе жили, питаясь в основном сладкой и душистой клубникой яйлы в разных видах. Обычный рацион – свежая ягода, варенье без сахара, манная каша с клубникой, чай на травах. Для разнообразия – дикие соган и сарымсак (лук и чеснок).
Нашли пещеру в 1950-е годы тогдашние школьники Юра Полканов, Игорь Грехов (ныне физик, академик в Петербурге) и Юра Шутов (теперь известный гидрогеолог, краевед). Первые слоги фамилий составили название Погрешу. Непосвящённым слово непонятно. Иные усматривали в нём интригующе-заманчивый смысл и разочаровались, узнав происхождение слова.
В пещере три человека могли разместиться, сидя или лёжа. Мы расчистили место для костра, отверстие для дымохода. Вход в пещеру завешивали одеялом. Согревали убежище костром, и спали в тепле. Уходя, заваливали вход камнями и колючими ветками от шиповника.
Ночевали в пещере десятки раз. Показывали её только друзьям, которые, как и мы, хранят тёплые воспоминания о былом пристанище.
Дикие пчёлы и гимнастки. С благословения маститых археологов акад. С. Бибикова и О. Домбровского мы с нуля расчищали древний колодец на мысе Тешкли бурун Мангупа по разрешению директора музея Бахчисарая Чурилова при одобрении археолога Веймарна. Мы – это сотрудники Института минеральных ресурсов, Крымской Астрофизической обсерватории, юношеская секция самбо общества Динамо во главе с мастером спорта О. Грибенниковым.
Работали два года по выходным и в отпусках. В глубоком (24 м) колодце оказались отличная питьевая вода и интересные находки, описанные археологом Л. Паршиной.
В дупле полусухого дерева в нескольких метрах от колодца обосновались дикие пчёлы. Они нередко напоминали о себе жгучими болезненными укусами. Об этом узнал тренер общества Динамо, пчеловод-любитель А. Ветров и решил нашу участь облегчить, пчёл приручить и мёд получить. Осенью, когда пчёлы впали в спячку, он заехал на мотоцикле с коляской к колодцу, спилил колоду с дуплом, завернул в брезент и увёз в старый спортзал Динамо по ул. Менделеева в Симферополе. А нас пригласил отведать дикий мёд. Он задумал спящих пчёл переместить в цивилизованный улей и достать мёд. Ему было удобно сделать это в родном спортзале без лишних глаз. Мы пришли к нему по приглашению в спортзал, посмотреть на переселение пчёл и попробовать мёд. Но сразу попали в атмосферу жуткого переполоха. В зале тренировались гимнастки в открытых трико. Разъярённые пчёлы жалили полуголых гимнасток, преследуя по всему залу. Скрыться было некуда. Одеться невозможно, т.к. эксперимент с пчёлами проводился прямо перед раздевалкой. В спешке похватав одежду, гимнастки выбежали во двор, захлопнув за собой двери.
Зал неделю был закрыт для тренировок. - Оставшиеся в живых пчёлы продолжали жалить спортсменов. А мёд оказался вкусным и душистым, но слегка горьковатым.
Розыгрыш. На Чатырдаг шли обычно по так называемой «ишачке». За речкой вверх через лес и кустарник к началу крутого подъём и затем вверх до геодезического знака (триангуляции). У подножия самой неприятной для подъёма части тропа идёт по голому склону по размытой коре выветривания коренного мраморовидного известняка. Кажется, будто её специально посыпали гравием. Как-то, будучи в этом месте с Юрой Шутовым, мы подумали, что возможным бессмысленным занятием могла бы стать расчистка тропы от гравия. За этой беседой мы услышали говор идущих снизу туристов. Неожиданно пришла мысль разыграть их, подвигнув на бесполезное занятие. - Быстро собрали веники из веток и стали подметать тропу, поджидая туристов. Радостно встретили группу, демонстрируя пример для подражания. На недоуменные вопросы ответили, что по традиции метём тропу, дожидаясь сменщиков. Торжественно вручили им веники, просили поддержать традицию и передать эстафету следующей группе. На удивление туристы с энтузиазмом стали подметать, радуясь неожиданному отдыху после непривычного и в предвкушении более крутого подъёма. Дружески распрощались, поблагодарив за уважение к традиции. Поспешили вверх, удовлетворённые удавшимся розыгрышем и. Похоже, что наше начинание в тот же день и закончилось.
Тяжёлый на подъём. В 1960-е годы случайно познакомился на Чатырдаге с известным математиком, искавшим по путеводителю пещеры. Помог ему в поисках Холодной и Тысячеголовой (Суук коба и Биньбаш коба). Показал сверху и мало известный карстовый колодец над Тысячеголовой. Нашли общие темы и знакомых. Ю. Г. намеревался приехать и в следующем году и заранее просил помочь ему спуститься во впечатливший колодец. Год переписывались. Ю. Г. помог с математикой в решении некоторых задач геологии.
В следующем году он приехал с будущей женой. Я провёл их к колодцу (диаметр несколько, глубина более 10 м). Ю. Г. ранее не ходил по верёвке. Я объяснил технику спуска и подъёма способом петли, виды страховки. Показал спуск в колодец и подъём по пеньковой верёвке диаметром 20 мм. Пристегнул ему страховку, одев перчатки и хорошо опершись ногами, сел страховать через поясницу дал команду на спуск.
Юрий Григорьевич быстро достиг дна и осмотрелся, отстегнув карабин со страховкой – репшнуром. Затем пристегнулся и сообщил о начале подъёма, попросив страховать пожёстче. Поднялся метра на три, но застрял, т.к. обвязка пережала сосуды и руки обвисли. Попросил быстрее поднимать страховкой. Пришлось вытягивать спиной по 5 см. Я впервые поднимал человека. Не представлял, что это так нелегко. Масса в 65 кг. чувствовалась, как все сто. Казалось, что тянул вверх около получаса, тогда как обычный подъём занимал минут 10. С трудом вытащили потерпевшего за край колодца и сняли путы. Оказалось, что Ю. Г. пристегнулся внизу не к груди, а к поясу. Обвязка съехала и пережала сосуды подмышек.
Придя в себя, Ю. Г. извинился за нелестные возгласы в адрес подъёма. Мы со спутницей уверили, что их не слышали. Ещё много лет мы переписывались и встречались в Крыму и Москве. Случай с колодцем виделся уже в розовом свете. Подобные события к счастью не повторялись.
Ю. Полканов
|