В научной библиотеке Центрального музея Тавриды «Таврика» экспонируется выставка, посвящённая 130-летию со дня рождения Александра Ивановича Полканова - искусствоведа и краеведа, занимавшегося музейной работой, участвовавшего в национализации художественных ценностей из дворцов и имений Крыма.
- Под его руководством были организованы художественные музеи в Ялте, Феодосии, Керчи, Алупке и других крымских городах, - рассказывает директор библиотеки «Таврика» Нина Колесникова. - В сороковые годы прошлого века Александр Полканов занимал должности заведующего и хранителя Центрального музея Тавриды и Симферопольской картинной галереи, систематизировал творчество выдающегося баталиста Николая Самокиша.
По фотографиям из семейного альбома посетители библиотеки могут проследить творческий путь Александра Ивановича: от студента духовной семинарии до директора музея. На выставке представлены его путеводители «По Крыму», «Ялта и окрестности», «Судак», монография о Николае Самокише, многочисленные работы по музееведению, копии архивных документов. Привлекает внимание газета «Красный Крым» за апрель 1944 года со статьёй «Грабители», в которой идёт речь о нанесённом войной уроне музейным коллекциям в оккупированном Крыму.
- Александр Полканов родился в 1884 году в семье священника. Окончил сначала духовное училище, затем в 1905-м духовную семинарию, - продолжает рассказ Нина Колесникова. -
С 1900 года участвовал в революционном движении, был членом общекрымского комитета подпольной организации учащихся, членом Симферопольской городской организации РСДРП.
С 1902 года находился под надзором полиции. В ноябре 1905 года поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, прошёл два курса по всеобщей истории и истории искусств на высших вечерних курсах Лесгафта, слушал лекции на историко-филологическом факультете университета. Давал уроки латинского языка. В конце 1910 году окончил университет и записался в помощники присяжного поверенного.
- Теперь понятно, откуда такие обширные познания у нашего земляка, который мог остаться в городе на Неве, но вернулся на родину. Когда это произошло? Чем стал заниматься?
- В Симферополь Александр Иванович переехал в 1916 году и занимался сначала частной юридической практикой, затем работал в Симферопольском городском самоуправлении на должности помощника технического секретаря. Был он и санитарным попечителем, и членом городского комитета по оказанию помощи беженцам, и председателем правления Общества любителей искусств. Есть в его биографии и «военная» строка» - после мобилизации в ополчение был отправлен на румынский фронт писарем. Вернувшись в родной город в июле 1918 года, работал юрисконсультом Совета профсоюзов. Этот послужной список можно продолжать, но он займёт много места.
- Тогда перейдём к его музейной деятельности. Когда она началась?
- В апреле 1921 года, когда Полканов был назначен сначала заместителем, а затем заведующим Крымским областным комитетом по делам музеев и охране памятников искусства, старины, природы и народного быта (КРЫМОХРИС), в котором проработал до октября 1926 года. А в 1927 году эта организация была ликвидирована.
- Помнится, есть в его биографии и «чёрная» строка?
- Да, и этого выдающегося человека не миновала опала - 1 ноября 1921 года был арестован по обвинению в принадлежности к партии меньшевиков, но ненадолго - 11 ноября освобождён по амнистии. Сначала вернулся к юридической практике, а затем стал уполномоченным музейного отдела Главнауки РСФСР по Крыму, занимал должность директора Центрального музея Тавриды, уполномоченного, учёного секретаря, члена правления Общества по изучению Крыма. Участвовал в создании Центрального антирелигиозного музея, в котором стал заместителем директора по научной части. Второй раз был арестован в 1938 году по обвинению в антисоветской деятельности, через год освобождён.
- А где проявил свои искусствоведческие способности?
- Преподавал историю искусств в училище живописи имени Николая Самокиша. Работал заместителем директора Симферопольской картинной галереи, после доставки в Симферополь из ленинградского Русского музея панорамы «Штурм Перекопа» в начале 1940 года по совместительству был заместителем директора Панорамы. С середины августа 1941-го занимался вопросами эвакуации экспонатов Симферопольской галереи, панорамы «Севастопольская оборона 1854-55 гг.», Бахчисарайского и Алупкинского дворцов-музеев. С ноября 1941-го по май 1944 года был учёным хранителем и директором Центрального музея Крыма.
- И вновь «чёрная строка»?
- Да, пребывание на оккупированной территории не оправдывалось заслугами. 11 мая 1944 года Полканов подвергся аресту по обвинению в пособничестве оккупантам, затем в антисоветской пропаганде и был приговорён к пяти годам заключения, но в 1956 году реабилитирован.
- Где разрешили работать?
- Александр Иванович вернулся к любимому делу, связанному с искусством и охраной ценностей республики. Трудился в областном управлении уполномоченным по фиксации, составлению обмеров и зарисовок курганов и памятников архитектуры, научным сотрудником Севастопольской картинной галереи, размещавшейся в здании Симферопольской картинной галереи, по совместительству выполнял обязанности инспектора Крымского управления охраны авторских прав Союза художников СССР. До ухода на пенсию в 1959 году был главным хранителем Симферопольского художественного музея.
Имя Александра Полканова навсегда осталось в анналах крымской истории, крымского искусства.
Людмила МИЛИНА
по материалам http://www.pravda.crimea.ua/newspapers/2014/08/23/organizator-muzejjnogo-dela
|