Приведём в хронологическом порядке высказывания учёных, священнослужителей, хорошо знавших крымских караимов лично, выдержки из законов Российской империи, данные авторитетных представителей крымских караимов о вероисповедании караимского народа и выдержку из самоопределения, позволяющие получить объективные представительные сведения о вере крымских караимов.
Первой в России (1823) признала идентичность караимского вероучения древнему христианству Баронесса В. Ю. Криднер (Фитингоф, 1764-1825). Она пришла к этому мнению в конце жизни после долгого увлечения мистикой. Её судьбой интересовался император Александр I в Крыму в беседе с крымскими караимами. В 1824 г. Криднер с княгиней Голициной прибыли в Крым. Общалась и с главой караимов Бабовичем, поселилась и ушла из жизни в его доме в Карасубазаре.
Высочайшая Комиссия считала, что караимы имеют собственную религию «почитая один Ветхий Завет, одинаково с ними почитаемый всеми христианами» (Журнал Высочайшей комиссии для рассмотрения прав караимов, 1862). В Комиссию входили высшие чиновники, иерархи православия, учёные.
Архиепископ Гермоген (начальник епархии в Крыму): «Они (крымские караимы) признают Иисуса Христа за великого пророка и праведника (Таврическая епархия. Псков, 1887).
Из Законов России: «Караимы пользуются всеми правами, предоставленными коренным русским подданным и принадлежат к признанному исповеданию…» (Сб. старинных грамот и узаконений Российской империи, касательно прав и состояния русско-подданных караимов. СПб, 1890).
Полканов А. И.: «караимская религия занимает промежуточное место между христианством и исламом, приближаясь более к первому» (из работы, написанной по заказу АН СССР, 1938).
Штейнигер Ф.: «… как и Ветхий Завет, в караимской религии представлены ислам и христианство» (Natur und Folk, 1944).
Митрополит Серафим: Караимское вероучение по признанию Русской Православной церкви рассматривалось как совершенно обособленная религия. Рядом законодательных актов Русское Правительство подтверждало полную религиозную обособленность караимской религии и предоставляло караимам все права русских граждан без ограничений» (1942).
Митрополит Евлогий, экзарх Вселенского Патриарха: «Российская Православная Церковь рассматривала всегда караимскую религию как совершенно самостоятельную… Караимская религия признаёт Ветхий Завет с десятью заповедями, входящими в другие монотеистические религии (напр.мусульманская) признаёт Иисуса Христа и Магомета великими пророками».
Протоиерей Стариков С.: «… они признавали Иисуса пророком, но наравне считали пророком и Магомета…». «Это учение (караизм)…как то приближалось к учению первохристиан» («Православная жизнь», прилож. к журн. «Православная Русь», 1966, №5).
Сарач М. С., почётн. акад. РАЕН (Париж): « Вера крымских караимов соответствовала учению Анана, а также учению Христа, Магомета и не противоречило десяти заповедям Моисея…» (1996).
Самоопределение: «Крымские караимы… осознают самобытность культуры и религиозную самостоятельность» (1996).
Шапшал С. М., проф., акад., гахан крымских караимов: «вера караимов представляет собой христианство в его первоначальном виде, как это было при жизни его основателя…» (Караимы СССР в отношении этническом, Симферополь.2004).
Колодный А. Н., проф., Филиппович Л. Н., про ф.: «Иисус Христос и Мухаммед караимами почитаются как великие пророки… Православная церковь и государство (Российская империя) признавали самостоятельность и близость к раннему христианству учения караимов, потому покровительствовали им» (Крамские караимы. Историческая территория. Этнокультура. Симферополь. 2005).
Надеемся, что приведенный материал позволит авторам, пишущим о вероисповедании крымских караимов, избежать ошибок и не допускать искажений, которых много в современной литературе по данному вопросу.
|