Недавно нам попал в руки буклет о Джуфт Кале,
изданный Бахчисарайским историко-культурным заповедником. В нескольких строчках
информации В.Науменко умудрился не только исказить полностью исторические факты
о Бахчисарае и крепости Джуфт Кале, но и попытался спровоцировать межконфессиональный
конфликт.
...В
начале XV в. крепость стала резиденцией первого крымского хана - Хаджи-Герая.
Но она недолго оставалась столицей, так как в начале XVI
в. был основан Бахчисарай.
Так Кале была резиденцией или столицей? Давно
известно, что сама крепость столицей Крымского ханства никогда не была. Интересно,
авторы что-нибудь слышали о таком месте, как Ашлама?
....Правящая
элита государства покинула горную крепость. В бывшее укрепление были переселены
(откуда? - прим.) немусульмане, не
имеющие права по Шариату жить в столице, а поселение было переименовано и
перестроено.
Историки, учите историю и Шариат, читайте Коран! Не
тиражируйте бредни. Напрягитесь и вспомните (а если не можете вспомнить, то
прочтите), что в Бахчисарае были немусульманские кварталы. Например, армянский.
...На
месте кладбища золотоордынского времени был построен Новый город.
Новое
в науке! Никто до сих пор не знал, что на территории Йаны Кале (наверное это
место авторы буклетца называют Новым городом) было кладбище золотоордынского
периода.
...В
источниках поселение теперь называется
Чуфут Кале - Иудейская крепость.
Так
в источниках или теперь? И в каких источниках, если в официальных такого названия нет. И пора бы, наконец, открыть словарь, и прочитать, что обозначает
слово «чуфут». Или это так сложно?
...Бывшая
крепость еще долго использовалась ханами как склад оружия и убежище на случай
междоусобиц.
Что
значит словосочетание «бывшая крепость»? Из текста получается, что с XVI в. это
уже и не крепость вовсе.
...В 1778 г.
Чуфут-Кале покинули христиане, оно стало караимским поселением.
Как
они могли ее покинуть, если они там не жили? В 1778 г. действительно христиан выселили из
Крыма, но это никак не связано с крепостью.
...Последние
жители покинули Чуфут-Кале в середине XIX в.
Мы
не знаем, кого авторы называют «последними жителями». Они, наверное, ничего не слышали о А.С.
Фирковиче, при котором в Кале жило несколько караимских семей. В начале ХХ в. в крепости постоянно
проживали братья Пигиты и семья Дубинских. Кроме них очень подолгу жили
Григулевич и Кокенай.
Семью
Дубинских принудительно выселили (а не они покинули) в 1942 оккупационные власти
во время проведения антипартизанских мероприятий. Эта операция широко освещалась
в немецком журнале Сигнал за 1942 г.
На обратной стороне буклета: «Письменные источники XIII – XVI называют его Кырк-Ер, что
в переводе с тюркского означает «сорок укреплений» или «укрепление (рода) Кырк»».
Неплохо было бы поставить слово «веков» около цифр «XIII –
XVI», чтобы читателю было понятнее, о чем собственно речь. Кроме того, Кырк-Ер
– это большая территория в междуречье Альмы и Качи, в пределах которой находилась крепость Кале
(в некоторых ярлыках Крымских ханов она
называется Верхней крепостью Кырк Йера – Кыркъ йернын йугъары калеси). Авторы путают название крепости с названием
местности.
И опять нужно
авторам открыть словарь! Слово «ер» («йэр») обозначает «земля», «край»,
«страна», «почва», «место», «местность», а не укрепление.
Сам собой
напрашивается вывод, что писал эти строки человек абсолютно невежественный,
далекий от истории Крыма. Но не все так просто. На протяжении веков в Крыму в
мире и согласии жили представители разных конфессий и национальностей. И мир
этот был основан на взаимном уважении к национальным традициям, культуре и
религии. Но видимо кое-кого этот мир не устраивает. Поэтому и появляются
периодически подобные публикации.
ЭКЦ "КАЛЕ"
|