Им это в радость
Кому помешало это мирное мероприятие, придающее туристским маршрутам Крыма дополнительную изюминку, украшенную национальным колоритом? Лагерь собирал караимов из разных уголков мира. Люди знакомились, общались, изучали язык, делились рецептами национальной кухни, изучали традиции и обряды, окунаясь в свою культуру в месте, которое они по праву считают родовым гнездом, колыбелью караимов. Лагерь сближает этот народ, а некоторые представители этноса, познакомившись на плато Чуфут-Кале, уже создали свои караимские семьи.
Светлана Богославская, член Всеукраинской ассоциации крымских караимов:
«Поймите, для нас создание новой караимской семьи, не ассимилированной среди других наций, — целое событие. Это радость. Это возможность оставаться отдельным народом, передавать традиции из поколения в поколение».
Лагерь, по словам крымских караимов, имеет огромное культурное назначение. Например, музейную экспозицию в доме известного караимского ученого Авраама Фирковича создавали, как говорится, всем народом. Каждый старался привнести в экспозицию что-то новое, свое: национальный наряд, посуду, картины, фотографии, книги, предметы быта. Невозможно не согласиться с тем, что дело это исключительно благородное. В то же время это благородное дело сегодня под большим вопросом. Препятствия, как утверждают караимы, создает новый директор Бахчисарайского историко-культурного заповедника Валерий Науменко.
Владимир Ормели, глава Всеукраинской ассоциации крымских караимов:
«Он просто не хочет видеть наш народ как народ и делает все, чтобы отлучить его от святыни. Например, в Дни Шапшала, проходившие в мае, он оказал нам помощь только в том, что выдал нам смотрителя, который следил за нами. Нас не пустили в усадьбу Фирковича, люди смогли покушать (а это тоже часть нашей традиции) как бомжи на улице, несмотря на то что был сезон клещей. Пожилые люди и дети не могли спрятаться от палящего солнца. В результате мероприятие было проведено на очень плохом уровне».
Прибыль или бескорыстие?
Между тем директор музея утверждает, что своими действиями он пытается уберечь историко-культурный комплекс, рассказывая, что в доме Фирковича караимы устроили не музей, а кафе или даже ресторан. Однако Ормели категорически опровергает это, объясняя, что в доме действительно готовят пищу, но только для участников трудового лагеря. И никогда этот уникальный исторический памятник не становился прибыльным местом, тем более рестораном или чьей-то частной усадьбой.
Владимир Ормели:
«Да, это место мы между собой называли кафе, но люди, которые там работают, должны же где-то покушать. Я ни разу не видел, чтобы что-то кому-то продавали за деньги. А Юрий Полканов и его семья — это люди, которые безвозмездно делают столько для сохранения нашей святыни, что перед ними нужно просто преклониться».
Лагерь работает 10 дней в году. В эти дни участники не только общаются, проводят песенные, танцевальные конкурсы, но и работают: восстанавливают древнейшее караимское кладбище Балта-Тиймез, проводят инвентаризацию, поднимают поваленные надгробия, составляют план, расчищают пещерный город — и все это абсолютно бесплатно. В лагере можно увидеть стариков, детей и даже младенцев, которых с рождения приобщают к национальной самобытности. Но как можно сохранять свой этнос, если не иметь поддержки руководства музея и свободного доступа к своим святыням?
Иван ЗДРАВОМЫСЛОВ Фото Архив «КТ» Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 186 от 22 июня 2012 год
|