КараиежегодновмаевКалеотмечаютДеньпамятисвоеговыдающегосяземляка. Егозаветыипоныненепререкаемыукрымскихкараимов. ВэтомгодунаДеньШапшаласобралисьболее 80-тичеловек.
Караи ежегодно в
мае в Кале отмечают День памяти своего выдающегося земляка. Его заветы и поныне
непререкаемы у крымских караимов. В этом году на День Шапшала собрались более
80-ти человек. Самые дальние зарубежные гости прибыли из Парижа, Петербурга,
Москвы. Были представители Киева и Мелитополя. Большинство участников - караи из
Симферополя и Бахчисарая, а так же русские, украинцы, крымские
татары… Дети, молодежь и старейшины; ветераны Кале, охранявшие более 15-ти лет
с конца 90-х крепость; люди разных профессий, проводившие исследования родового
гнезда; расчищавшие подземные гидротехнические сооружения; новички, впервые
посетившие священную колыбель.
По давней
традиции все сначала собрались на родовом кладбище Балта Тиймэз у безмогильного
памятника – йолджи таш – выдающемуся сыну караимского народа. Газзан А. Бабаджан
прочел поминальную молитву – сагъынч. Затем посетили Священные дубы, помнившие
поклонявшегося у них небесному Богу С. Шапшала.
Потом по святому
пути Айрук йол прошли в кенаса. Среди присутствовавших было около 10-ти человек,
связанных с С. Шапшалом родственными отношениями. Среди них Владимир Ормели,
хорошо помнящий приезды С. Шапшала в Крым в 50-е годы прошлого столетия.
В. Ормели, как
почетный председатель Ассоциации крымских караимов «Крымкарайлар» официально
открыл День Шапшала и предоставил слово для краткого приветствия своему преемнику
Илье Кальфа, поздравившему участников с праздником.
С докладами о С.
Шапшале выступили В. Ормели, председатель Научного Совета Ассоциации акад. Ю. Полканов.
Председатель Бахчисарайского общества И. Баккал рассказала о Михаиле Яковлевиче
из славной династии Дубинских. Они охраняли Кале и жили в крепости с начала ХХ
века, неоднократно принимали С. Шапшала, других именитых караев и посетителей.
После докладов
Ю. Полканов вручил В. Ормели, И. Кальфа и Г. Гладиловой-Ормели новый
историко-краеведческий сборник «Крымъ» со статьей о крымских караимах,
иллюстрированной снимками из архива председателя симферопольского общества
«Чокрак» Г. Гладиловой-Ормели.
Газзан А. Бабаджан
провел праздничное богослужение в самой древней в Крыму кенаса.
После молебна
участники сфотографировались на память во дворе храма. Фотолетопись праздника
вел Михаил Кальфа, исследователь инженерной геологии Кале.
Газзан освятил
традиционные блюда караев: печеные утиные яйца, караимские пирожки с мясом и
сладкие. Из напитков была и острая на вкус язма с зеленью и чесноком. Все
мастера и мастерицы были на высоте, особо отличились представители родов Айваз,
Баккал, Кумыш, Ормели, Шергене…
Редкие, несмотря
на воскресенье, туристы имели возможность полюбоваться караимами в национальных
костюмах.
Незаметно
пролетело время за праздничным столом на свежем воздухе вблизи ритуальной
площадки. Разговоры о прошлом и настоящем народа, перспективах, обмен мнениями,
предложения…
P.S. Невольно
вспоминаются национальные праздники в Кале c
начала основания независимой Украины и до прихода нового директора
Бахчисарайского заповедника. То время помнит большинство участников встречи,
включая гостей из зарубежья, побывавших в святыне несколько лет тому назад.
Многое из нынешнего им было непонятно:
1. Почему
пожилые люди вынуждены находиться в жару под палящим солнцем, а не в тени во
дворе дома Фирковича, где всегда (даже в Советское время!) могли отдохнуть?
Ведь дом, в котором раньше размещалась единственная в родовом гнезде караимов
безоплатная этнокультурная экспозиция, созданная Ассоциацией, пустует под
замком!
2. Почему
доклады слушали стоя, а не в пустующем более двух лет помещении, где ранее
проходили встречи, конференции, занятия с детьми по родному языку и истории?
3. Почему
традиционная трапеза после молебна проходила стоя на жаре, а не в тени двора
пустующего дома?
4. Почему
маленькие дети спят днем на траве под солнцем во время разгула энцефалитного
клеща, а не в тени на специально устроенных сетах во дворе усадьбы?
Думаем на эти, и
многие другие вопросы не даст вразумительного ответа и директор заповедника.
Сценарий
праздника был нарушен из-за того, что около часа ушло на уборку кенаса от
осколков разбитых стекол окон (караимы, как и мусульмане, не заходят в храм в
обуви). Заповедник был уведомлен о празднике заранее, но дирекция не
озаботилась приведением кенаса в порядок. Как и уровень охраны древнего
памятника, где можно безнаказанно бить окна (если это не было сделано
специально, к празднику), это свидетельствует об отношении к коренному народу и
его культуре, о стиле работы и о непрофессионализме дирекции.
Участники
встречи не смогли посмотреть и место, выделенное в начале прошлого века Гаханом
С. Пампуловым под караимский музей. Не увидели и памятник, привезенный С. Шапшалом
из Эски Юрта, предназначенный для установки перед будущим
музеем. Эту идею горячо поддерживал крымскотатарский просветитель И. Гаспринский
– проход к этому месту и к памятнику со двора дома Фирковича был под замком.
Зная о серьезном
ухудшении условий пребывания в святыне, многие пожилые караимы не приехали.
Количество участников праздника сократилось минимум в 1,5 раза в сравнении с
прошлыми годами. Всю эту информацию зарубежные гости сообщат в своих общинах.
Они так и не смогли понять, чем вызвано такое, мягко говоря, неуважение
дирекции заповедника к аборигенам. А ведь она эксплуатирует чужое наследие и
строит свое благополучие, ничего не делая в то же время для развития
этнографического и научного туризма и для использования богатого потенциала
крымских караимов.