20 мая, в воскресенье на праздник прибыло около 50 человек из Симферополя, Бахчисарая, Севастополя, Вильнюса и Тракая. Обычно гостей всегда бывало минимум в два раза больше. На сей раз многие желающие не приехали, узнав, что распоряжением директора заповедника закрыто помещение культурного центра в доме Фирковича, где пожилые люди могли бы отдохнуть, в тени, родители – уложить спать детей, женщины надеть национальные костюмы…
После омовения совершили торжественный молебен в древнейшей кенаса крымских караимов. Мужчины разместились в главном зале внизу, а женщины и дети на балконах верхних этажей.
Прошло более 600 лет после переезда части караев-воинов и их семей в Литву. Это о них писал поэт А. Дрилинга:
О бойцы, о караимы-рыцари
Видно ведь, вы не чужие нам,
Если полегли в огне сражений…
Не вернетесь в Крым уж никогда вы…
Ваши же и имена, и лица
Живы – вы оберегали землю,
Что чужой вам встарь была;
Когда же свет померк над ней –
Родной осталась нам и вам она…
На дне С. Шапшала были гости из Литвы – потомки тех славных рыцарей, родные братья караев Крыма. Впервые за сотни лет они провели богослужение в нашем древнейшем храме. Вновь звучал архаичный тюркский язык – карай тили, на котором говорили некогда в Крыму. Акад. Т. Ковальский образно уподобил сохранившийся в иноязычном окружении тракайский диалект караимского языка мухе, застывшей в янтаре.
В храме-кенаса молебен прекрасно провели отец и сын Ш. и А. Юхневичи из Литвы. Помогал А. Бабаджан из Крыма. Участники вторили ведущим. Храм ожил, резонируя хору чтецов и религиозным песнопениям, звучавшим через века на древней родине караев. Молебен оставил незабываемое впечатление и стал историческим событием для караимского народа.
Балта Тиймэз. На родовом кладбище-святилище посетили места упокоения славных предков, почтили их память общей молитвой. Побывали у памятника отца Гахана М. Шапшала и у йолджи таша Серае Марковичу с надписью «Han Sapsal karaylardan» – «Хану Шапшалу от караев».
Родовое гнездо. По возвращении в крепость на ритуальной площадке рядом с домом Фирковича, стоя, слушали информацию о законодательстве Украины и международном праве в отношении национальных и религиозных меньшинств с наглядной демонстрацией, как нарушает наши права директор Бахчисарайского заповедника. Выступили с сообщениями о С. Шапшале Ш. Юхневич, Ю. Полканов и др.
Программа для детей включала экскурсии, конкурсы рисунка и лепки из пластилина. Старейшины наградили призами всех конкурсантов, т.к. творили они в нелегких полевых условиях, сидя на земле и держа бумагу и пластилин на коленях, а не за столом культурного центра, как было всегда.
А в это время. Помещение этнокультурного центра в доме Фирковича стоит рядом под замком, пустое и осиротевшее, без косметического ремонта (его мы делали ежегодно более 10 лет), без закрытой директором заповедника выставки, к которой привыкли экскурсоводы и постоянные посетители и ныне недоумевают перед большим амбарным замком. Участникам праздника негде было переодеться в национальные костюмы, и туристы лишились редкого ныне зрелища, и не смогли «заглянуть» в прошлое крепости. Зарубежных гостей удивило отсутствие информации о крымских караимах, почитающих поныне святыню, поразила и безграмотность составителей аннотации, которые назвали кенаса «молитвенными домами», а не храмами, принизив в глазах верующих статус древних зданий.
Завершение праздника. Традиционная трапеза после ритуальных мероприятий с национальными блюдами, но без привычного плова и горячего черного кофе, и не без посторонних в тени помещения для паломников, а на жарком солнце у дороги на виду у туристов, что не позволяло провести необходимые обряды до и после принятия пищи, за что особое «спасибо» директору заповедника. Уместный перефраз: «Скажи, как ты относишься к малочисленному народу и паломникам в святых для них местах, – и я скажу, кто ты!»
Что еще не сделано, и что надо сделать? По той же причине впервые не проведен научный семинар памяти С. Шапшала. Кстати, по материалам этого традиционного семинара ранее издана книга «Хаджи Серая Хан Шапшал – славный сын караимского народа» (Симферополь, 2010. -176 с.). Ее высоко оценили у нас, в Литве, Польше, России, Франции…
Остается актуальным создание караимского музея в крепости, что предусматривали многие решения властей. Были даже подготовлены национальные кадры. Участники встречи подчеркнули необходимость скорейшей организации музея, нужного для сохранения караимского народа и его самобытной культуры. Указали на целесообразность размещения музея в помещении этнокультурного центра в доме Фирковича. Единодушно одобрили предложение назвать музей именем С. Шапшала. Гости обещали помочь экспонатами из Литвы.
газета "КЪЫРЫМ"-"Карайлар"
2012 №6(94)
|