Юрий Александрович Полканов академик Академии технологических наук Украины, доктор геолого-минералогических наук, ведущий научный сотрудник Крымского отделения Украинского геологоразведочного государственного института, вошел в список «500 выдающихся ученых XX столетия в области геологии». И это не все. Он видный караимовед и активист движения за сохранение историко-культурного наследия крымских караимов, глава Научного совета ассоциации «Крымкарайлар».
– Юрий Александрович, крымско-караимское общество «Крымкарайлар» ведёт большую работу по сохранению идентичности коренного тюркского этноса Крыма. Известно, что крымские караимы, как и крымские татары, сталкиваются с фальсификацией своей истории. Время от времени в Джуфт Кале появляются псевдоученые, которые входят в конфликт с крымскими караимами и ведут там деятельность, которую нельзя назвать непредвзятой и научной. Что это за псевдоученые?
– Это в основном бывшие москвичи, ныне жители Израиля. Ни крымско-караимских традиций, ни языка они не знают, впервые появились в 1997 году. Причем вели себя мерзко, нецензурно выражались. Из сообщений СМИ становятся понятны причины такой заинтересованности еврейских историографов и этих людей. «Учёные» показали незнание, либо нежелание знать, что есть караимы по вере и есть караимы по национальности. Они приписывают крымским караимам чуждые им иудейскую религию и еврейское происхождение, очевидно, для обоснования давнего присутствия евреев в Крыму и претензий на чужую им землю. Незваные «учёные» появились в 1997 году в дни поминовения. Им объяснили, что паломники в эти дни должны оставаться наедине с предками без посторонних. Но пришельцы пожаловались высоким чиновникам, и в итоге их пустили в святыню на полдня. Они заверили, что только почитают надписи на памятниках. Но провели трассировку и разбивку кладбища на квадраты, памятники пронумеровали, сделали подкопы до 75 см, появились сколы. Об этом стало известно, и на следующее утро из Кезлева (Евпатории) приехало два автобуса караев, включая женщин и стариков. Они перекрыли дорогу и не пустили «учёных» на кладбище во избежание дальнейшего поругания святыни, что вызвало со стороны пришельцев обвинения в антисемитизме.
Все общины крымских караимов были возмущены. Пришли телеграммы из Австралии, Польши, Литвы, России, Франции, протесты на имя Президента Украины. За наглое поведение своих сограждан общине Кезлева (Евпатории) принес извинения советник посольства Израиля в Украине Д. Гехтман. Три года спустя «учёные» вновь стали регулярно появляться. В 2009 году их выдворили с помощью милиции.
– Юрий Александрович, они же конкретно сбивали надписи, это получается вандализм?
– За руку мы их не поймали.
– Но ведь на памятниках после их присутствия обнаруживались сколы?
– Да. Кроме того, с 1997 г. пропали несколько детских памятников. Сейчас мы реализуем совместный проект с Турцией, и инвентаризация кладбища подтвердила пропажу ряда надгробий.
Увы, акты вандализма имели место и в советское время. Рядом с крымско-караимским расположено мусульманское кладбище Газы Мансур. Оба некрополя сильно пострадали после депортации крымских татар. Лет сорок назад на Газы Мансуре было двадцать памятников, а сейчас осталось восемь. Там же были уничтожены мечеть, текие дервишей, шикарная каменная лестница. И карайское кладбище Балта Тиймэз разрушалось главным образом в период депортации крымских татар. Его превратили в каменоломню. Доходило до полной дикости. Надгробия отсюда использовались даже в постаментах памятника Ленину в Бахчисарае и партизанам в Шелковичном. Это был вандализм государственного масштаба. Крымские караимы чтили здесь память предков и приходили помолиться тайно. Издавна было замечено, что чаще уничтожаются надгробия с тюркскими именами. Крымские караимы, как и крымские татары, часто называли детей именами пророков – Муса (Моисей), Юсуф (Иосиф) и т.д., имена писали арамейским шрифтом. Нередко было и другое имя – национальное. У крымских караимов, как раньше и у крымских татар, ребенку при рождении давали национальное имя, а на седьмой день, когда делался сунет, нарекали и религиозным. Имя религиозное фигурировало в официальных документах, и в эпитафии на памятнике. В жизни же человека часто называли национальным именем. Обычно даже фамилиям священнослужителей сопутствовали национальные имена, скажем Коген-Пембек, Леви-Бабович и т.д. Двойные имена известны и у турок, алтайцев и т.д. У не знающих тюркских традиций возникает путаница при чтении эпитафии. Читают, как написано, Моисей, например, а не Муса, как именовали человека в быту.
– Такая же традиция была и у европейских тюрок. Кроме официальных имен, у них оставались тюркские прозвища. Так, у легендарного французского рыцаря Карла Смелого было второе имя – Темир, у знаменитого рыцаря Ланселота – Телеги. Даже основатель Франции – Карл Великий, судя по документам того времени, имел другое имя, – Чарла-маг (по-тюркски – «зови славу»). Позже тюркские имена намеренно предавались забвению. Даже в обычае отдавать в пажи рыцарям мальчиков из благородных семейств для службы и обучения виден тюркский обычай аталычества. А целенаправленная охота на тюркские памятники – это продолжение политики забвения древней истории тюрок, чтобы проще прибрать к рукам их наследие.
– Вернёмся к эпитафиям. Поскольку они на языке Ветхого Завета, в еврейской историографии путают караимов по религии и крымских караимов-тюрок, и по своим соображениям причисляют караимов к иудейской секте. Хотя крымские караимы (самоназвание – къарайлар) ведут происхождение от древнетюркских племен киреев, караев, караитов, как и крымские татары. Названные племена входили в состав Гуннского и более древних племенных союзов и участвовали в этногенезе многих тюркских народов - казахов, ногайцев, кумыков, карачаевцев, башкир и т.д.. Это относится не только к караям, но и к найманам, сары, кара, чуюнам, узунам и др. И у крымских татар, например, есть фамилии с корнями: карай, кирей.
– Выходит, в этногенезе и крымскотатарского, и крымско-караимского народов участвовали общие предки?
– Это так. Причём у крымских караимов сохранилось больше сведений в именах и фамилиях. Кроме религиозных имен из Ветхого Завета, совпадающих с именами персонажей Корана, у них известны этнонимы многих тюркских племен – это узуны, чуюны, кырки, кара, сары, дуваны. В фамилиях караев ныне сохранились около 80-ти этнонимов.
– Каков возраст Джуфт Кале?
– В 2006 году мы отметили 2000-летие Джуфт Кале. Самый древний памятник Балта Тиймез датирован 6 годом н.э. Если археолога Фирковича без оснований обвиняли в фальсификации и удревлении тюркских памятников родового кладбища, то теперь создается впечатление, что памятники омолаживают.
– Может это делают чтобы доказать якобы «тюркизацию» древних евреев?
– Возможно. И это вызывает болезненную реакцию крымских караимов и возмущение крымских татар. Когда в 1997 году крымские караимы впервые вышли на митинг протеста в Акъмесджите (Симферополе), к ним присоединились и крымские татары.
– Вы упомянули, что Фирковича обвиняли в фальсификации. Как я понял, это касается древнетюркских памятников Балта Тиймез, включая надгробие, датируемое 6 годом н.э.
– При жизни Фирковича никто его не обвинял. Он был очень авторитетный учёный. Клевета появилась после его смерти. Ну не нравилось, что тюрки издревле жили в Крыму. А тут еще сенсационные находки Фирковича вызвали интерес в научном мире. Одесское общество археологии и древностей направило в Крым учёного, подтвердившего подлинность находок. Затем еще два крупных специалиста убедились в этом. В наше время около десятка памятников до 13 века обнаружил Н. Бабаликашвили. Эти сведения обычно замалчиваются, как и данные по ориентации могил, не такой, как у иудеев.
– А с чем эта ориентация связана у крымских караимов?
– Трудно ответить однозначно. У караев и храмы ориентированы с севера на юг, как и мечети. Но мечети ориентированы в направлении Каабы. Возможно, это связано с центром авраамических религий – Палестиной. Кроме того, общие наши предки тоже обращались с молитвами на юг.
– В истории тенденциозно утверждается, что история тюрок-татар в Крыму начинается якобы с 13 века. Но мы-то знаем, что это фальсификация. Несмотря на то, что крымские татары приняли Ислам, а крымские караимы ветхозаветную религию, у наших народов осталось многое от прежних доавраамических верований. Та же самая форма обращения к Всевышнему – Алла Бабай. И у скифов Всевышнего называли Папай или Бабай (в тюркских языках фонемы «б» и «п» взаимозамещаются, это явление с легкостью можно обнаружить в крымскотатарском языке). Как у крымских татар, так и у крымских караимов сохранилось обращение к Аллаху – Танъры. Т.е влияние Тенгрианства на этносы и культуру Крыма до сих пор обнаруживает себя. Более того, влияние тюркской тенгрианской веры и культуры обнаруживает себя и в русской культуре. В поздних русских изданиях Афанасия Никитина, тверского купца, побывавшего с 1466 по 1472 годы за тремя морями, текст молитвы приводится на тюркском языке:
А Русь еръ Тангрыд сакласын,
Олло сакла, бу даниада муну кибит еръ ёкътур,
нечик Урус ери бегляри акой тугиль;
урус еръ абодан болсын;
раст кам даретъ. Олло, Худо, Бог, Данъиры!
– Тенгрианство, наверное, было первым единобожием вообще, и принятие тюрками других монотеистических религий было облегчено тем, что они были тенгрианцами. Многие положения монотеизма отвечают их менталитету и их более древней религии. У крымских караимов, например, самым значимым словом является слово Танъры, наряду с ним употребляется Алла, Алла Бабай. Наиболее сильное выражение благодарности у караимов – «Танъры разы болсун!».
– Я слышал, что был тюркизирован ряд религиозных терминов, тот же самый гахам, в значении религиозный лидер, был транс-формирован в тюркское – гахан (къагъан-хан ханов, император), так ли это?
– Скорее наоборот. Гахан или каган – это великий хан. Гаханом называли Чингиз-хана (Дженгиз, в переводе с тюркского, – победоносный – Р.К.). Он даже имел сердоликовую печать с надписью Гахан (Къагъан). У караимов есть религиозный термин – гахам, так называют религиозного главу. А гахан – это и религиозный, и светский лидер. У хазар была такая характерная двойственность власти: и Бий (Сар), и Къагъан.
– Вы сказали о двойственности власти. Именно поэтому двуглавый орел символизировал тюркское общество, где совмещалась власть кагана и иша (сара).
– В какой-то период две ветви власти соединились в одну. У крымских караимов это произошло в княжестве Къыркъ Ер. Оно существовало порядка 300 лет после падения Хазарского каганата и перед образованием Крымского ханства в период распада Золотой Орды. Тогда у власти в княжестве была династия Узунов. Бий (князь) олицетворял и духовную, и светскую власть. Дальше были князья Челеби из рода Узунов. Кстати, гетман казачий, старший полковник реестрового казачества Ильяш Караимович также происходил из этого княжеского рода.
– Во время и после аннексии Крыма Россией уничтожалось культурное наследие крымских татар. Кульминацией этих злодеяний стала акция 1833 года, когда было проведено изъятие из мечетей, частных собраний, семей новых и старых книг и рукописей. Причем, в этой акции участвовал и подконтрольный муфтий Крыма. По распоряжению МВД России, все книги и рукописи были сожжены, духовному и интеллектуальному богатству крымскотатарской нации был нанесен страшный урон. Последствия этого мы испытываем по сей день, когда по крупицам вынуждены воссоздавать подлинную героическую историю народа. Не случайно Монтескье в своих «Персидских письмах» относительно татар и их истории резюмировал: «Этому победоносному народу не хватало только историков, которые прославили о его чудесных подвигах». Но у победоносного народа была выжжена история и сделано все, чтобы у него не осталось исторической памяти и гордости.
Однако известно, что в отношении крымских караимов и их рукописных сборников (меджума) не проводилось подобных акций, возможно, поэтому их интеллектуальное наследие пострадало не так сильно, из-за чего турецкий язык и обогатился на 330 терминов из крымско-караимского языка. Возможно, в этих сборниках та часть истории, которую не удалось сохранить крымским татарам. И этим они должны вызывать огромный интерес. Кто занимается исследованием этих рукописных сборников?
– Сейчас этим заниматься сложно, т.к. рукописи написаны караимским курсивом арамейского шрифта на крымско-караимском языке. Нужно знать арамейский шрифт и тюркский язык. Кроме того, у авторов был свой почерк, и к каждой рукописи надо приноровиться. В Турции недавно расшифрована и опубликована меджума и словарь к рукописи. Хотя бы десяток меджума перевести и опубликовать – было бы очень интересно. Это покажет и разнородность языка, и его единство.
– Много ли меджума сохранилось?
– Где-то порядка 30-ти. Около 18-ти находится в Литве, их собирал Хаджи Серая Хан Шапшал. Не менее 7-8 в С.-Петербурге в филиале института востоковедения. Там же по нашим данным есть не разобранные сундуки с рукописями. Но доступ к ним закрыт.
– Вы уверены, что они не исчезли?
– Не уверен.
– Что касается памятника, датируемого 6 годом н.э., он же был задокументирован Фирковичем?
– Да, и после него Хвольсоном.
– Какова же судьба этого памятника?
– Хвольсон изучал памятники еще при жизни Фирковича. Он же по разрешению караимской общины Бахчисарая сделал спилы, выбил копии тех же надписей на памятниках, и представил в академию наук в Петербурге. Сделали спилы с памятников, датированных 6 годом, 200 годом н.э. и т.д. По условиям общины эти памятники и спилы оставались её собственностью. Спилы (30 – 40 шт.) хранились в музее академии наук, но позже таинственным образом исчезли.
– Советская историография фальсифицировала историю тюрок. В конце 30-х годов, примерно в одно и то же время, исчезают исторические памятники Крыма и Северного Кавказа, подтверждающие древнее присутствие тюрков на этих землях. Из Крыма с кладбища Балта Тиймез вывозят в Ленинград, якобы для хранения, древние памятники, включая датированный 6 годом н.э. Там они исчезают.
В карачаевском роду Хасановых хранились из поколения в поколение две летописи, повествующие о древней истории тюрок. Одна из них – летопись Ботая – пропала после загадочной смерти Магомеда Хасанова, который повез ее в Ленинград к специалистам. Обратим внимание, что уничтожение древнетюркских памятников происходило незадолго до геноцида коренных народов Крыма и Северного Кавказа, обнаруживая системную закономерность.
– Не думаю, что кто-то стал бы в блокадном Ленинграде целенаправленно уничтожать эти памятники и срезы, кроме определенного круга лиц. Что касается второй летописи – Карча, что сохранилась, то там имеются интересные параллели с Крымом. У нас есть предание, что в 1398 году крымские караимы и крымские татары попали в Литву с великим князем Витовтом, и в тот же период часть караев попала на Северный Кавказ. Документации, подтверждающей предание, не было. Но у карачаевцев и балкарцев есть похожее предание, что вместе с Карчой из Крыма пришли воины. Причем, в летописи Карчи читаем, что они пришли из крепости Къарасув, т.е. Къарасувбазара – очень интересно.
– Сколько сейчас в Литве караимов?
– Около 300.
– И они сохраняют язык?
– Да, у них два действующих храма – кенаса. Не так давно на богослужении присутствовал турецкий посол и удивился, услышав в храме речь, близкую к родной. Карайский язык сохранился лучше всего в Литве, в Тракае, в самых древних формах. В Литву караи попали вместе с крымскими татарами в 1397-1398 гг. по приглашению князя Витовта. А ещё в 1246 году они прибыли по приглашению Данилы Галицкого в Галицию. В Литву попали воины, а в Галицию в основном работники сельского хозяйства. В контрастном языковом и религиозном окружении они долго сохранялись, не подвергаясь ассимиляции. Доконали общину на Западе Украины лишь в советское время. Сейчас там остались единичные семьи.
– Это, значит, не связано с количеством населения, а с чем же?
– Отметим, что они проживают компактно, дружно. К тому же очень благоприятна политика государства. Караимы являются своеобразным талисманом Литвы, так как защищали литовских князей и государство, как, кстати, и крымские татары. При праздновании 600-летия поселения крымских татар и караимов в Литве там была выпущена серебряная монета с изображением воинов в традиционном вооружении – крымский татарин и крымский караим.
– Т.е. там очень хорошая и лояльная политика государства.
– Да. Привести в порядок древнее крымско-караимское кладбище помогали, например, студенты полицейской академии.
– Да, это о многом говорит.
– Один день празднеств прошел тогда в селе Татаришки, где живут крымские татары, другой в Тракае – у караимов. На праздник прибыл президент Литвы. Караи получили без особых трудностей храм-кенасу в Вильнюсе. Вернули школу-мидраш в Тракае. Государство способствует компактному проживанию караимов, которые там знают караимский, литовский, русский и польский языки.
– А как бы вы охарактеризовали отношение Украины к крымским караимам?
– Хорошо, что не мешает. А если всерьёз, то по сравнению с советскими временами, сделано многое. Но предстоит сделать намного больше, чтобы сохранить народ. К сожалению, несмотря на то, что в Конституции Украины есть термин коренные народы, не конкретизировано, какие народы таковыми являются. Хотя, однозначно, в Крыму – это крымские татары, крымские караимы и крымчаки.
– Я слышал, что крымским караимам не вернули здание кенасы в Акъмесджите (Симферополе), которое занимает радио-комитет.
– Пока не вернули, как и в Киеве.
– А были ли успехи, когда кенаса была возвращена?
– В Кезлеве вернули. Храмы отреставрированы, действуют и стали к тому же одними из наиболее привлекательных объектов для туристов.
– Какие у вас надежды связаны с возрождением караимской культуры?
– Возрождение народа – это сложная, но выполнимая задача. У Украины нет опыта возрождения народа. Очень помогло бы принятие Украиной Декларации ООН о правах коренных народов.
– Спасибо за интервью.
Рустем Караманов
Общественно-политическая газета «Ветан Крым»,
№ 10 (13), 2 июня 2010 г.
|