Детство А. Полканова прошло в смешанной национальной среде. Дети крымские татары, русские, греки, немцы, крымские караимы играли вместе и понимали друг друга. Интернационализм закладывался с детства. Учился Александр в Симферополе. Участвовал в организации «Касса просвещения» семинаристов, что переросла в общекрымскую организацию учащихся разных учебных заведений. Они были близки к социал-демократам и издавали журнал «Первый луч». А. Полканов и крымский караим З. Синани были инициаторами и активистами редколлегии. Совместная работа над журналом сблизила их. В дружескую орбиту попали и их семьи. Продолжали дружить и на юрфаке университета Петербурга. Там познакомились с коллегами по учебе С. Майкапаром (будущий композитор) и его близкими из родов Кальфа и Тотеш.
В первые годы Советской власти А. Полканов работал в Крымохрисе и имел прямое отношение к истории всех народов Крыма. В его ведении были памятники крымских татар (Бахчисарайский дворец и др.) и крымских караимов (Джуфт-Кале, Мангуп, ряд домов Евпатории…).
В 1925 г. А. Полканов общался с представителями разных народов и активно участвовал в сохранении всех культур. В Бахчисарае и его окрестностях большой вклад в охрану памятников внесла караимская династия Дубинских. К 1938 г. А. Полканов был хорошо знаком также с родами Синани, Очан, Шапшал, Кальфа, тюркологом С. Ефетом и др. Они активно помогали собирать материал по этнографии.
А. Полканов считал, что коренные народы вобрали в себя черты древних тавров, скифов, сармат, алан, античных греков, готов…
По предложению Академии Наук СССР (1938) А. Полканов написал статью о крымских караимах в сборник «Народы мира». По разным причинам книга не вышла, но собранный материал пригодился в годы войны.
В 1942 г. к А. Полканову во время оккупации явился проф. Венского университета офицер СД Карасек. Он сообщил, что заведующий биржи труда донёс, будто караимы – это евреи и требуют должного отношения. Оккупанты проверяли доносы. Донос на караимов противоречил расовым разработкам Германии (1939). Офицер узнал мнение А. Полканова. Посетил музей и библиотеки, беседовал с народом (знал русский язык). Категорически потребовал написать статью о крымских караимах для экспертов Берлина. Установил сроки и сказал, что если вовремя не получит её, то караимов ждет гибель. А. Полканов дополнил свои данные сведениями стариков по быту, языку, фольклору и религии. Помогли тюркологи С. Ефет, З. Синани, С. Шапшал, Е. Кальфа и др. Рукопись сдал в срок. Выводы совпали с данными расового бюро Германии, и вскоре в немецкой печати появились статьи о караимах. Народ облегчённо вздохнул.
Позже узнали, что в то же время немцы отправляли антропологическую экспедицию к караимам Литвы и результаты опубликовали ещё во время войны (Штейнигер, 1943). Караимов по национальному признаку не преследовали.
После освобождения Симферополя советская власть поблагодарила А. Полканова за патриотическую деятельность и спасение музея. Но в мае 1944 г. арестовала и осудила на 5 лет. Освободили в 1949 г. Реабилитировали после смерти Сталина. В годы заключения ряд караимских семей участвовал в сборе продуктов для передачи А. Полканову.
После войны видные учёные проф. В. Филоненко и П. Шульц, чл.-корр. Н. Бибиков и др. рекомендовали опубликовать рукопись о караимах, написанную А. Полкановым в оккупации. Издать её при жизни автора не удалось. А. Полканов ушёл из жизни в 1971 г. Караимы, особенно пережившие оккупацию, глубоко чтили его за помощь в спасении. Актом глубокого уважения была просьба захоронить его на караимском секторе кладбища. Об этом просили его родных семьи Синани, Кальфа, Шапшал, Ормели, Максимаджи, Ефетовы, Кумыш, Саппак и др. Затем там же перезахоронили его жену Кальфа А. И.
В Литве на Международной встрече (1989) крымские караимы одобрили доклад о происхождении караимов Ю. Полканова, сына А. Полканова, по материалам отца.
Работу «Крымские караимы» издали с помощью известного крымского караима Ю. Когена по инициативе проф. В. Козлова и будущих докторов наук И. Баранов и В. Кутайсова (Бахчисарай, 1994). Затем её переиздал в Париже (1995) почётный член РАЕН, крымский караим М. Сарач. Книге предпослал статью «Бессмертие народа» востоковед Ю. Кочубей в ранге Чрезвычайного и Полномочного посла.
Александр Иванович Полканов всю свою жизнь посвятил Крыму. В его многогранной работе особое место занимает помощь в спасении в годы ВОВ коренного малочисленного народа крымских караимов и в сохранении их этнокультурного наследия.
В. Ормели, Почётный председатель Ассоциации крымских караимов.
|