В 2011 г. исполнилось 90 лет со дня национализации большевиками главных святынь крымских караимов — крепости Кале и кладбища Балта Тиймэз. В этом же году можно отметить еще одну дату — 20 лет надежд народа на возрождение национальных святынь, связанных с установлением независимости Украины.
Обе круглые даты заставляют остановиться, сесть поудобнее, и задуматься об итогах этих лет, об исторических перспективах и о дальнейших действиях.
Об итогах без эмоций.
БЫЛО (до 1921 г): Кале и кладбище в общинной собственности. В крепости три старые усадьбы: Бейма, Чалборю и Фирковича в хорошем состоянии, плюс дом для приема паломников 1897 г. постройки (он же караимских общин, он же дворец) с парадным залом, комнатой в национальном стиле, верандой и пр. Кенаса действует, в ней старинное убранство (хрустальные муранские и кованные бронзовые старинные люстры, атласные, вышитые золотом занавеси, свитки Торы с серебряными украшениями, ковры и т. д.). Живет семья смотрителей. Приезжают паломники, приходят экскурсии. Кладбище ограждает забор с воротами и двумя калитками. В домике смотрителя живет семья, есть помещение для паломников. Некрополь ухожен, на месте памятники из ценных пород камня (и карарский мрамор еще на месте, и лабрадорит, и габбро...). Вокруг крепости и кладбища — общинные земли, на них огороды, сады, колодец. Создан фонд «Кале» для поддержания святынь: ремонт строений и дорог, исследование водоснабжения, расчистка колодцев и источников...). Караимы здесь дома, побывать здесь — долг, радость, зов сердца.
Кале, 1913 г, фото Н.И. Репникова
Кенаса в Джуфт Кале. Алтарь, хрустальные муранские и кованные бронзовые старинные люстры, атласные, вышитые золотом занавеси, свитки Торы с серебряными украшениями, ковры и т. д.
СЕЙЧАС (после 1921 г): Святыни и фонд национализированы. В крепости: сохранилось 1,5 жилой усадьбы. На кладбище разграблены памятники, разрушены стены и сторожка, засыпан колодец. Штрих — из мраморных кладбищенских плит были устроены столы кондитерской фабрики в Бахчисарае. Из кенаса, дворца и домов имущество исчезло в неизвестном направлении. Малая часть (4 подсвечника, пара книг, пара люстр, занавесь) сейчас в фондах Бахчисарайского заповедника. И два свитка Священного Писания есть. Но где серебряные украшения от них? А где имущество дворца? Неизвестно. Да и то, что сохранено — благодаря титаническим усилиям самих же караимов (Дубинских, Майтопа и др.).
Пара вопиющих фактов для полноты картины: из камня дворца в 1932 г. построен бывший бахчисарайский горисполком; в 1957-8 гг. для постройки домов в Бахчисарае были разобраны сторожка и ограда кладбища; в 1985 г. состояние зданий кенаса, по отчету реставраторов было неудовлетворительным, из-за бесхозяйственного использования (под руководством А. Герцена старую черепицу сняли, а новую не положили — всё дерево сгнило).
из камня дворца в 1932 г. построен бывший бахчисарайский горисполком, сохранился только фундамент
У входа на кладбище Балта Тиймэз
Караимы на своих святынях — «на памятнике национального значения» — только туристы. Что, как, когда и кем будет здесь сделано (отремонтировано, или разрушено, исследовано, или уничтожено) решать будут чиновники на местах. Нет, караимы могут просить в каждом отдельном случае в письменном виде, объяснять, звонить и низко кланяться, но решать будут чиновники. Так как это «памятник национального значения» и он может быть будет в ЮНЕСКО! От слова «ЮНЕСКО» у караимов должно спереть дыхание.
Об исторических перспективах, и опять без эмоций.
«Ура!» — сказали караимы 20 лет назад. Закатали рукава и с энтузиазмом начали создавать национальные структуры. «У нас есть шанс на сохранение и возрождение!» — сказали старейшины, прочитав 11 и 35 статьи Конституции Украины. Сотни и тысячи обращений, писем, воззваний, объяснений и исторических справок написано, напечатано и отправлено. Тонны бумаги изведено, а сколько человеко-часов затрачено и не сосчитать. Новый чиновник — новое письмо. Результат нулевой. Не пускали, например, в марте 2000 г. в кенаса в Кале, так и в сентябре 2011 не пускали. Грабили памятники в 1930-х., так и в 2011 грабят. В 1997 г. принимали обращение не производить работ без согласования с Ассоциацией на святынях, и в 2001, и в 2003... и сейчас можем еще таких обращений принять десяток — их сложат в папочку и засунут в самый дальний закуток шкафа, если не куда еще подальше «ответственные работники» и «слуги народа».
Перспективы при таком миролюбивом, чересчур терпеливом поведении и минимальных запросах караимского народа — ноль.
Поэтому предлагаем такие дальнейшие действия:
1. Добиваться законодательно закрепить за крепостью Джуфт (Чуфут)-Кале и кладбищем Балта Тиймэз статус национальной святыни крымских караимов.
2. Передать в безоплатную бессрочную аренду крымским караимам вышеуказанные святыни.
3. Согласно прежних многочисленных договоренностей с руководства АР Крым и администрацией Бахчисарайского историко-культурного заповедника, организовать на базе последнего в здании бывшей караимской кенаса по ул. Речной музей истории и культуры крымских караимов.
Не будем пессимистами — пора предпринять решительный шаги к реальному сохранению и возрождению наших святынь, следовательно народа! Тем более, что у нас есть многие примеры возврата «исторических памятников национального значения», например, рядышком расположенный Успенский монастырь.
А что за пределами «орлиного гнезда караимства»? Где богадельня «Ярдым» в Евпатории? А здание Духовного Правления? Со здания симферопольской кенаса, принадлежащего телерадиокомпании, все так же падают куски камня и штукатурки? Молодцы, что натянули сетку-рабицу по периметру. — Слава Богу, еще никого не прибило. Какое счастье, что караимов Киева еще пускают иногда в кенаса на ул. Ярославов вал. За это отдельное спасибо! А как с выполнением многочисленных «Программ по сохранению культурного наследия караимов и крымчаков»? А что с бывшей караимской девичьей школой в Симферополе по ул.Чехова, 13, отдали народу?
Единственное, что радует — жемчужина Евпатории — комплекс кенаса*, с восстановленными беломраморными двориками, разноцветными праздничными стеклами галереи, резными алтарями, старинной виноградной лозой, молитвой в храмах...
__________________________________
(*) Здания Евпаторийского комплекса кенас до возвращения караимам, так же находились в аварийном состоянии.
ЭКЦ "КАЛЕ"
|