В первые годы советской власти как грибы после дождя в Крыму
появились национальные общества и клубы и общества национальных меньшинств.
Караимский клуб Симферополя организовали в двухэтажном здании караимской
девичьей школы (ул. Кантарная, ныне ул.Чехова).
Караимские общества были созданы в Армянске, Евпатории,
Севастополе, Симферополе, Феодосии, Ялте…
Позже они вошли в Крымское объединение караимских общин (Крым ОКО) Почти
во всех городах тогда имелись караимские
клубы. В Бахчисарае – Красный уголок.
КрымОКО официально зарегистрировали в 1924 г после учредительного
съезда. Энтузиасты
национально-культурного возрождения вели активную деятельность. В 1927 г выпущен содержательный сборник «Бизым
йол» (Наш путь) от имени Крымского объединения караимских общин. К 1930 г женоргом (женским
организатором) КрымОКО стала Елена Осиповна Пилецкая. К тому времени усилились
гонения на религию. К тому времени стали
закрывать культовые здания и общины и ограничивать стремления к
национально-культурному возрождению.
Закрытие храма-кенаса сопровождалось гонением на
священников-газзанов. В комплекс кенаса переместили караимский клуб. С июня
1931 по апрель 1933 гг. платной (за счет государства)зав. Клубом стала Е. О. Пилецкая.
В кенаса перебралось из помещения девичьей школы руководство и структура клуба,
включая секции и кружки: политический, литературно-общественный, драматический,
танцевально-хоровой, физкультурный, экскурсий, лекторий. При клубе получали
профессии бухгалтера и кройки и шитья. Выпускникам помогали найти работу. Клуб
ставил пьесы, например, «Аршин малалан» на караимском и русском языках, давал
платные и бесплатные концерты для всех желающих, пользовавшиеся большим
успехом. Активистами клуба стали представители родов Синани, Телал, Прик, Эгиз,
Эринчек Кефели, Шамаш… Последним председателем правления клуба был М. Бодене. Драмкружком руководил Е. Пандул,
музыку, пение и танцы преподавала К. Эгиз.
При комплексе кенаса тогда были мидраш (религиозная школа), начальная школа,
жилое помещение для учителя и его семьи, для сторожа, библиотека, буфет –
столовая, флигель священнослужителей, хозяйственные постройки, вспомогательные
помещения и т.д.
В 1933 г
по постановлению Наркомпроса стали объединять национальные клубы. Помещение
караимского клуба (комплекс кенаса) забрали под радиоузел.
Греков и
караимов перевели в помещение клуба крымчаков. Е. О. Пилецкой предложили
заведовать объединенным клубом. Но она отказалась, но она отказалась и уехала в
Биюконларский район. Все документы клуба передала назначенному зав клубом
крымчаку. Так же поступили греки. Караимы, как и греки, перестали ходить в так
называемый объединенный клуб и его работа не без помощи властей постепенно
прервалась, как и возрождение национальных культур коренных жителей Крыма. Из
всего населения стали создавать единый советский народ. В итоге культура
национальных меньшинств в советское время пришла в упадок.
Только в независимой Украине вернулись к возрождению этнокультуры и религии.
Достигли немалых успехов и в отношении пребывания крымских караимов на своих
древних национальных святынях, без чего невозможно возрождение этнокультуры. 15
лет там проводился международный трудовой лагерь молодежи. Сплотилось молодое
поколение. Сложились новые национальные браки. Все эти достижения перечеркнул
чиновник – директор Бахчисарайского заповедника, на территории которого волею
судьбы оказались святыни. Верим, что нарушение законов государства и подрыв
престижа Украины на международном уровне
не пройдут чиновнику даром.
ЭКЦ "КАЛЕ"
|