Приветствую Вас Гость | RSS

Статьи и материалы о Кале

Главная » Статьи » Статьи о Кале

Знаки Кырк Йера
     Люди издавна использовали в разных целях знаки – символы собственности (скота, имущества, угодий, водопоев…), принадлежности к роду-племени или правящей верхушке; клейма ремесленников; отличия воинов; гербы, печати, монеты, обереги и т.д. Тамги (клейма) имели простую геометрическую форму, иногда совпадали с рунами древнего тюркского алфавита, символизировали объекты природы (солнце, луна, звезды), орудия труда (серп, топор…), оружие (лук, стрелы, сабля…).. Кочевники-тюрки обычно клеймили скот. Тамги находят на скалах, стенах гротов и пещер, памятниках, каменных блоках древних крепостей, керамических изделиях, оружии и т.п. Веками сохраняются, переходя из поколения в поколение, национальные и родоплеменные символы. Знаки – предмет пристального внимания историков, этнографов, археологов. Им посвящена обширная литература. Важную информация дает сопоставление символов во времени и пространстве.
     Знаки не вечны. Ушло в небытие даже то, что еще недавно фиксировали наши отцы и деды. Поэтому чрезвычайно важно выявить, задокументировать и сохранить для истории то, что еще возможно.
     Этно-культурный центр «Кале» ведет работу по выявлению ранее описанных и поиску новых тамг в Джуфт Кале  – верхней крепости Кырк Йера и её окрестностей - исторической территории караев.
     Десятки знаков отмечены на каменных блоках крепости, скалах, в гротах, гидротехнических сооружениях, на памятниках родового кладбища-святилища Балта Тиймэз. Это круги, многогранники, кресты, розетки, разные их комбинации.
   Сведения о тамгах получены из публикаций (Акчокраклы, Баранов, Боданинский…), архивных материалов, полевых наблюдений, информации, унаследованной от Б.Кокеная, Сем.Шапшала, А.Штойко и других старейшин. Охарактеризуем подробнее некоторые существенные и распространенные знаки и символы и связанные с ними традиции. Рассмотрим некоторые параллели.
 
     Сэнэк и къалкъан
     Наиболее значимы и доныне употребляются национальные знаки – символы: двурогое раздвоенное копьё – сэнэк-тамга и щит – къалкъан-тамга. 
     Двурогое копьё – национальное оружие караев. Типичный сэнэк есть в    Одесском краеведческом музее, а разные его модификации – в Бахчисарайском заповеднике и в Национальном музее Литвы (коллекция С.Шапшала). Затачивались внутренние края лезвий для поражения шеи противника. На крымском диалекте карайского языка это оружие называется сэнэк, демир сэнэк, йаба, санчкъы (рогатина), на тракайском диалекте – темир сэнэк.
     Сэнэк (сенек) – тамгу ногайцы чаще именуют багана – столб, баганлы, баганайлы или багана-найман, по принадлежности племени (Керейтов, 1999). Древнее племя найманов (возможно от реки Найма – притока Катуни) известно у алтайцев, хакасов, казахов, киргизов, узбеков, башкир, крымских татар. Род найман есть и у караев.
   Схематическое изображение сэнэка напоминает по форме знаки древнетюркского рунического письма. Сэнэк-тамгу именуют иногда вилами. В Кале этот знак отмечали на каменных блоках Средней оборонительной стены и в гроте Копка Кую. Прямой аналог этой тамге встречается на кирпичах Саркела (Баранов, 1990). Форму сэнэка в прошлом имели некоторые бытовые предметы, например, ключ от двери кенаса в Кале и длинная ручка кофейника.
      Сэнэк-тамга известна в Крыму среди сарматских знаков в районах р.Бельбек, Ак-Каи, Керчи, на крымскотатарских надгробиях вблизи г.Евпатории, в частности, в деревне Кырк-Чолпан. У.Боданинский предполагал, что это тамга рода кырков.
     Роду кырков приписывает сэнэк-тамгу и предание караев. В пользу этого свидетельствует участие кырков в этногенезе крымских караимов, что подтверждают антропонимы Кырк, Кырксой, топонимы Кырк Йер – земля кырков. Кырк йол – дорога кырков - ведет в крепость через Бийик Капу к Орта Капу. Возможно, не случайно название «Кырк Маджар» - древней столицы карачаево-балкарцев, как известно, очень близких по языку и культуре коренным народам Крыма.
    Къалкъан - щит нередко сопутствует сэнэку. На крымском диалекте карайского языка щит называют и словом чокъмар. В тракайском диалекте также – корув и кюбя, а в галицком – тибэ.
     Сэнэк и къалкъан процарапаны рядом на каменных блоках Средней стены родовой крепости; изображены на мраморной геральдической плите над Бийик Капу – Большими воротами; являются фрагментами древнего герба караев Крыма и их собратьев на Западе Украины (с 1246 г.), в Литве (с 1396-1398 гг.) и Польше. Наложенные друг на друга сэнэк и къалкъан в окружности, вписанной в пятиконечную звезду, составляли центральную часть печатей газзанов кенаса в Симферополе и Одессе. Эти знаки и поныне главные символы крымских караимов и имеют столь же важное значение, что и национальная тарак тамга у крымских татар.
Сэнэк и къалкъан - фрагменты древнего герба караев
 
 
     Сэнэк и къалкъан изображены на ажурной решетке ворот кенаса в Тракае (Литва), на йолджи таше гахану С.Шапшалу и на других безмогильных памятниках Балта Тиймэз. На серебряной монете, выпущенной к 600-летию поселения караев в Литве (1996), карай – воин показан в традиционном вооружении с двурогим копьём и щитом. Эти символы фигурируют в газете «Къырымкъарайлар», журнале «Авазымыз» (Польша), Караимской народной энциклопедии и других национальных изданиях, в печатях и документах крымских караимов в местах их традиционного проживания – в Крыму и других регионах Украины, в Литве, Польше, России.
 
 Кресты
    Зафиксированы прямой (с узкими и широкими лучами), косой (т.н. андреевский) и тэнгрианский (георгиевский с расширенными концами) равносторонние кресты. Отмечена свастика с прямыми и загнутыми по часовой стрелке концами. Встречены мальтийский и прямой кресты, вписанные в окружности. В гроте Копка Кую изображен редкий знак – трехрогое двустороннее копьё с поперечиной. Кресты из двух таких знаков известны на бронзовых зеркалах хазар и в виде рисунка на бубне алтайского шамана.
 
трехрогое двустороннее копьё с поперечиной
 
     Знак креста издавна у многих народов олицетворял солнце и огонь. Позже стал символом христианства, но поныне почитаем не только христианами.
      Крестообразные тамги характерны для сармато-алан, древних тюрок и широко известны в Крыму и на Кавказе, в Поволжье и Сибири. У карачаевцев и балкарцев косой крест «къынъыркъач» выполнял функции оберега, а в центре нарисованного на земле в круге креста давали клятву (Биджиев, 1993; Хатуев, 1999). В Дагестане и Чечне изображения креста отмечены на зданиях мечетей; в Сибири – на бубнах шаманов; у караев встречались на алтарных занавесях.
     Тамги в виде крестов известны у казахов, туркмен, башкир, узбеков…
    Общеплеменной тамгой киреев [караев] является изображение креста + (Керейтов, 1999). У кереитов-ногайцев были тамги и в виде косого креста × под названием «ашамайлы» (ашамай – седло для верблюда), а также в форме свастики. По Р.Х.Керейтову (1999) тамги кереитов–ногайцев и кереев-казахов схожи по форме и названию.
     Кереиты и кереи (в разном звучании также караиты, караи, гэрэй; возможно от речки Кирей в Саянах) известны также в составе алтайцев, башкир, хакасов, калмыков, киргизов… являлись народообразующим племенем крымских караимов, сохранивших самоназвание карай – ед.ч., карайлар, караим – мн.число.
 
Круги, розетки
     Знаки представлены в ограде портала Большой кенаса в Кале, на памятниках некрополя Балта Тиймэз, в архитектурных деталях домов…
     Круги и розетки относят к солярным знакам. В специфичных розетках резных потолков усматривают проекцию верха юрты, как напоминание о кочевом прошлом.
      Простейшие проявления солярных знаков – окружность простая и окружность с точкой в центре, вписанные (до пяти) окружности. Широко распространены розетки как самостоятельные знаки или фрагменты орнаментов. В окружность бывают вписаны расходящиеся из центра лучи, листочки, лепестки. Количество лучей в розетке, в основном, от пяти до шестнадцати. Часто встречается шестилучевые, что характерно и для розеток Древней Греции и Дагестана. По А.Гольдштейну (1977) - это «символическое изображение солнечных лучей. Почему именно шесть – пока не разгадано». Иногда зонально расположены в одном знаке листики и лепестки разной ширины, наружная часть розетки представлена простой, либо «витой» окружностью. Сбоку верхних частей седловидных памятников (эгер-таш) нередко выступают объемные плоские диски, иногда ребристые грубые розетки.
      Солярные знаки - древнейшие символы солнца – источника света и жизни, связывали с богатством, изобилием, жизненной силой. Некоторые авторы в концентрических окружностях видят радугу, как отражение солнца и небесного света и символ счастливого завершения чего-либо (Крымскотатарская символика, 2002). Солярный знак известен у многих народов. Украшает, например, наконечник копья (Волынь, 4 в); камины, двери, балки в Дагестане (Аджи, 2004; Гольдштейн, 1977); встречается на крымскотатарских надгробиях. Г.Давлетшин (2004) отмечает, что «солнце, как символ Тенгри встречается и на болгаро-татарских надгробных камнях». Такой знак символизирует Тенгри и по Р.Куртиеву (2001). Это соответствие интересно еще и тем, что крымские караимы именуют Бога - Танри, Танъры, Тэнъри. Солярные знаки обычны у татар, болгар, ногайцев, народов Кавказа. Розетки изображали на надгробиях и на бытовых предметах. Шестилепестковый цветок, вписанный в лепестковый круг, трактуют иногда как громовой знак (http://www.latyrin.ru/books/folkartpics/ museum4.html).
      Символом солнца считают и бубен. Ему отводилось особое место. В домах крымских караимов бубен вешали на вбитый в стену деревянный колышек – чуй. Бубен в прошлом использовали в ритуальных целях – изгнание злых духов и др. Даже после забвения этой традиции и до недавнего времени изображение бубна выкладывали из камня или рисовали на стене в кухне (Штойко, 2001).
 
      В языческой традиции тюрок Сибири и у некоторых народов Европы, например, венгров, наряду с бубном нередко считали символом солнца, наделяя сакральными чертами, решето (Хоппал, 1995). В карайских домах его также вешали на деревянном гвозде (чуй).
      Изображения солнца украшают орнаменты, ковры и ткани крымских караимов. Светило усматривают и в форме круглой с зубчиками пасхальной лепешки – тымбыла.
тымбыл
 
Звёзды
      Как и другие небесные тела, звёзды играли важную роль в символике различных народов в разные исторические эпохи, и особо почитались тюрко-монголами и другими кочевыми племенами. Для них понятие «путеводная звезда» имело большой практический смысл.
      Знаки-звёзды встречаются на каменных блоках оборонительных сооружений Кале, памятниках некрополя, скалах, керамике, архитектурных деталях домов, украшают предметы быта (посуда, мебель…), религиозную утварь, используются в орнаментах и т.д.
      Более других распространены пяти-, шести- и восьмиконечные звёзды, как в самостоятельном виде, так и вписанные в окружность или фрагменты орнаментов.
      В караимском языке звезда – йылдыз (крымский диалект), йулдуз (тракайский и галичский диалекты); йолдуз и йулдус (галичский диалект).
     Пятиконечная звезда у древних тюрок воспринималась нередко как символ огня, чем объясняют частое её изображение на керамике салтово-маяцкой культуры. В Крыму, кроме территории Кырк Йера этот знак находили на штукатурке Неаполя-Скифского, кровельной керамике Мангупа, найденной в колодце на мысе Тешикли Бурун
     В домах караев выпуклые пятиконечные звёзды украшали резные деревянные потолки, выделялись серебряным или золотистым цветом на сине-голубом фоне домашнего «неба». Куполообразный потолок над алтарем и большим залом кенаса 1812 г. Тракая (Литва) усеян звёздами.
  В старых кенаса под потолком подвешивали страусовые яйца или их деревянные модели тёмно-голубого цвета с пятиконечными золотыми звездочками.
      Пятиконечная звезда вписана в центральную часть печати ряда газзанов.
 
     Шестиконечная звезда у многих народов мира - символ изобилия, красоты, любви, милости, гармонии, свободы, мира, взаимности, симметрии, образ человека (Мифы народов мира, 1980). Этот давний знак символизирует пересечение активного мужского и пассивного женского начал, неба и земли, ада и рая, т.е. противоположностей в единстве (Крымскотатарская символика, 2002). Шестиконечная звезда встречается в символике древней Индии, Шумера, Скифии, Иудеи. По Г.М.Давлетшину (2004) этот знак «с древних времён стал для мусульман самым популярным охранным знаком, поэтому он был нанесён на многие здания, на посуду как знак от нечистой силы».
    Шестиконечная звезда нередко сопутствует религиозным атрибутам, встречается в древних храмах Индии, кенаса караимов, мечетях мусульман, синагогах иудеев, христианских храмах. У болгар «на некоторых надгробных камнях в самой верхней части вместо узора высечена шестиконечная звезда, напоминающая скорее метку, чем орнамент… Они относятся в основном к периоду Джучиева Улуса. … эта метка – самая распространенная геометрическая фигура» (Давлетшин, 2004).
памятник некрополя караев Балта Тиймэз
      Звёзды, вписанные в окружности, относят к солярным знакам. Они украшают хазарское зеркало из Верхнего Салтова (Артамонов, 1962), окно в Малой мечети Ханского дворца в Бахчисарае, фонтан монастыря Сурб-Хач, надгробия христиан и мусульман в Крыму, ювелирные изделия, посуду и пр.
фрагмент фонтана монастыря Сурб-Хач
      5-ти, 6-ти и 8-ми лучевые фигуры нередко использовали в резьбе по дереву (панели, сундуки, столики…). Эти символы встречались и на старинных алтарных занавесях караев. Пятиконечные звёзды украшали тымбыл и фигурировали, как отмечалось выше, в печатях газзанов.
      7-ми угольные многогранники в окружностях изображены на здании храма 12-ти апостолов в Судаке и на памятнике Кырк Азизлера. Н.Акчурина-Муфтиева (2007) относит эти распространенные знаки к сельджукскому типу. 14-ти и 17-ти угольные звезды встречаются на памятниках Дагестана (Гольдштейн, 1977).
 
 Другие знаки
      Выше указана лишь часть распространенных символов, нашедших заметное отражение в духовной и материальной культуре крымских караимов. Среди других знаков Кырк Йера встречаются стилизованные изображения лошади, «иконографически близкое саркельским» (Баранов, 1990), дерева; стрела, тарак-тамга, полукружие; короткие точечные линии, треугольники, цветки и т.д. В привходовой части подземного гидротехнического сооружения Ашырын Йол (Скрытый путь), на стенке наклонной галереи Алтын Мердвен (Золотая лестница), ведущей к колодцу Тик Кую, в сложной криптограмме (~ 0,25 м²) просматривается изображение стоящего лучника и лодки. Большой интерес представила бы расшифровка этой древней криптограммы.
 
Фес, ручная работа С.Шергене
 
--- * ---
 
      Знаки Кырк Йера имеют аналогии в Крыму и вне полуострова, в частности, близки к саркельским, к карачаево-балкарским (крепости Северного Кавказа) и др. По И.А.Баранову (1990) рассмотренные знаки дают основание, наряду с другими признаками, «связать этот памятник [Кале] с салтово-маяцкой культурой и уверенно поставить его в один типологический ряд с крепостями VIII-Х вв. хазарского домена в Таврике». Характерно наличие тюркских символов и тамг. Интересно, что ряд их не потеряли своего значения до настоящего времени и находят отражение в материальной и духовной культуре крымских караимов.
      Показательно наличие аналогичных знаков у караев и одноименных крымско-караимским родоплеменных подразделений (керей, найман, кырк) наиболее близких по происхождению, языку и культуре тюркских народов (Кавказ, Казахстан, Алтай…).
 
А.Полканова
 
Категория: Статьи о Кале | Добавил: basai (15.03.2010) | Автор: basaidai E
Просмотров: 15237 | Комментарии: 4 | Теги: розетки, Сэнэк, Тамги, круги, къалкъан | Рейтинг: 4.8/14
Всего комментариев: 4
06.01.2011
4. Валерий Трифонов [Материал]
Чтобы хоть как сохранить памятник архитектуры Городецкого воспроизведем в гидропарке миниатюру Киевской Кенасы. Просим помощи в преобритении материалов

27.03.2010
3. Украинец, понимающий все, кроме... [Материал]
...фантазий еврейских "ученых"

Шестиконечная звезда(гексограмма) была известна человечеству очень давно. Ученые дают этому знаку более 8 тыс. лет.
Он был известен в Древней Индии и в Китае, в Греции. Встречается у многих тюркских народов в т.ч. и у хазар. Позже у запорожских казаков на сбруе и флагах. У мусульман, христиан, буддистов, караимов и т.д. его изображение можно найти в храмах, в манускриптах и др.

Шестиконечной звезде в разное время разными народами давались совершенно отличные толкования.

В Египте и Финикии гексаграмма считалась символом равновесия материального и духовного начал, человеческого (треугольник, направленный концом вниз) и божественного (треугольник, обращенный концом вверх
В древнем Китае и в Греции гексаграмма также обозначала соединение двух начал - мужского и женского.

В России и Европе в XVIII-XIX вв. гексаграмма считалась символом рождественских и новогодних праздников, широко использовалась в елочных украшениях - вероятно потому, что ее форма ассоциировалась со снежинкой...

Названия «звезда Давида» придуманы средневековыми европейскими мистиками; евреи в те времена гексаграмму так не называли.

Гексаграмма стала еврейским национальным знаком только в XIX в., причем довольно-таки случайно. Она была символом пражской еврейской общины. Именно в Праге возникло в начале XIX в. движение сионистов, ставивших целью переселение евреев в Палестину.

Сионисты просто выбрали символ пражских евреев в качестве эмблемы своего движения. С тех пор гексаграмма и стала ассоциироваться с еврейским народом. Окончательно это значение было закреплено изображением гексаграммы на флаге Израиля при провозглашении этого государства.


20.03.2010
2. Тарас [Материал]
Да, интересная статья. Особенно заинтересовала тамга в Копка Кую.

15.03.2010
1. Сашко basaidai (basai) [Материал]
hello hello hello

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Статьи о Кале [19]
Рецепты караимской кухни [11]
Караимский язык [20]
Наследие предков [30]
Пословицы, поговорки, стихи, рассказы, притчи крымских караимов
Популярное! [42]
Газета Крымских Караимов [1]
Мини-чат
Важные даты
Праздники сегодня
Погода
Словарик
Бахышланъыз, джаным - Извините, пожалуйста
Хайыр болсын (болсун)! - Всего доброго!
Савлыкъ билен кэтыныз (барынъыз)! - Идите со здоровьем! (ответное) - говорит остающийся
Саба (кyн, ахшам, гэджэ) - Пусть будет добрым утро (день, вечер, ночь)
Савлыкъ билен къалыныз! - Оставайтесь со здоровьем! (до свидания)-говорит уходящий
Новые комментарии
В разделе караимы в Великой отечественной войне упомянут мой отец Гаммал Валентин Яковлевич капитан

Поздравляю с выходом этой прекрасной книги, Софья Гелиевна! Помню всегда Ваших чудесных родителей!

22 марта 2015года наступил Йыл Баши – Новый год караимского календаря Улуг Ата санавы – Счёт

Друзья сайта
  • Газетв крымских караимов Къырым къарайлар
  • Караимы Литвы
  • Караимы Польши
  • Статистика
    Яндекс.Метрика
    SeoMonitor.INFO - Сервис проверки доменов
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    [ Кто нас сегодня посетил ]
    Поиск