Приветствую Вас Гость | RSS

Статьи и материалы о Кале

Главная » Статьи » Популярное! » Самые читаемые материалы

А.Зайончковский, 1903-1970, 110 лет со дня рождения

«Среди крупнейших филологов – ориенталистов мира Ананий Александрович Зайончковский занимает одно из наиболее почетных мест как выдающийся тюрколог – лингвист, литературовед и историк».

Н.Баскаков.
           

            А.Зайончковский родился в караимской семье 12 ноября 1903 г. в Тракае. В годы первой мировой войны его семья эвакуировалась в Крым. В Симферополе Ананий закончил мужскую гимназию (1921). Вскоре после этого семья вернулась в Литву. Ананий учился и закончил знаменитую гимназию им. Короля Сигизмунда в Вильно (1925). Затем по совету известного тюрколога, проф. Т.Ковальского получил образование в Ягеллонском университете в Кракове, где изучал филологию мусульманского Востока. Уже на 4-м курсе он защитил докторскую диссертацию. Затем стал сотрудником, а потом и профессором Варшавского университета. Являлся кпупным тюркологом, специалистом по караимскому, хазарскому, кипчакскому, мамелюкскому языкам, крупным иранистом и арабистом. Был редактором, педагогом, организатором, автором ставших классическими трудов. Участник многих форумов ориенталистов. Был замечательным человеком.
В 1993 г. в Вильнюсе широко отмечено 90- летие со дня его рождения научной конференцией, и издан сборник трудов со значительными статьями и воспоминаниями о  выдающемся ученом Н.Баскакова, А.Дубинского, Г.Кобецкайте, А.Сулимович, Э.Трыярского и др. известных ученых.

А.Зайончковский является соавтором академического караимско -русско-польского словаря.

В послевоенные годы он смог посетить знакомый с юношеских лет Крым, и в Евпатории собирал материал по крымскому диалекту караимского языка, фольклору и религии.

Крым его помнит. В Симферополе имя А.Зайончковского увековечено на мемориальной доске здания бывшей мужской гимназии вместе с другими выдающимися её выпускниками.

Великий тюрколог продолжает жить в своих классических трудах. «Имя его широко известно всем ориенталистам мира», как писал Н.Баскаков (1994).

В память о великом тюркологе ниже публикуем некоторые мысли из его работ, доступных далеко не каждому читателю.– Из «Караимы в Польше. История. Язык. Фольклор» (Варшава, 1961) и из «Хазарская культура и её наследники» / Крымские караимы: происхождение, этнокультура, история (Симферополь,2005, с.66-74). Перевод с английского С.Кальф-Калифа.

    Происхождение.Этнография. «Что касается антропологии, караимы неоспоримо являются одной из самых интересных этнически-культурных групп не только в Европе, но и во всем мире».

«Караимы являются с этнололгической и лингвистической точек зрения чрезвычайно интересным этническим (культурным) реликтом, традиции которых прослеживаются вплоть до раннего средневековья».


Память аланского сохранилась в караимском языке в слове аланкасар – гигант. Добавка аланской крови у караимов по акад. Я.Чекановскому – доказательство, что «эти потомки скифов не покинули степи совсем, а были частично поглощены нашествием тюркских племен».


«Караимы имеют свои первородные названия месяцев кумано – кипчакского происхождения»

«…Караимская этнография ждёт своего исследователя».

          Язык. Вероисповедание. « Наиболее важный признак этногенеза караимов –  в их языке… их язык свидетельствует о происхождении от хазар и команов. Язык караимов был издавна использован в литургии. Это немало способствовало сохранению древнего караимского перевода Библии».

Караимский язык «исключительно архаичен».


«Читая этот памятник половецкой речи (Кодекс Куманикус) создаётся впечатление чтения на караимском языке».


В догматическом богословии «значительную часть терминов мусульманского происхождения, подобно языку команов, сохранил и караимский язык как наследие сильного персидского и, частично арабского влияния в средние века».


«…заимствование древнееврейских элементов пришло в караимский язык в относительно поздний период (18–19 вв.) под влиянием «знатоков Библии», караимских эрби, хорошо читающих древнееврейские тексты и поражавших воображение «простаков» своей эрудицией».


«…от мусульман караимская религия приняла веру, что Магомет был пророком Ислама…Анан уверовал в Христа, как в пророка и учителя, посланного для христиан».


«Караимская литургия основана прежде всего, подобно христианской, на псалмах Давида».




 
Категория: Самые читаемые материалы | Добавил: basai (05.01.2014) | Автор: basai E
Просмотров: 434 | Теги: караимы, А.Зайончковский, 110 лет со дня рождения, 1903-1970, Крымские караимы, караи | Рейтинг: 4.5/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Мини-чат
Важные даты
Праздники сегодня
Погода
Словарик
Саба (кyн, ахшам, гэджэ) - Пусть будет добрым утро (день, вечер, ночь)
Кyн йахшы! - Добрый день!
Хайыр болсын (болсун)! - Всего доброго!
Ызын бэрынъыз - Разрешите (дословно: дайте разрешение)
Баш yстyнэ - Пожалуйста
Новые комментарии
В разделе караимы в Великой отечественной войне упомянут мой отец Гаммал Валентин Яковлевич капитан ...

Поздравляю с выходом этой прекрасной книги, Софья Гелиевна! Помню всегда Ваших чудесных родителей!

22 марта 2015года наступил Йыл Баши – Новый год караимского календаря Улуг Ата санавы – Счёт
...

Друзья сайта
  • Газетв крымских караимов Къырым къарайлар
  • Караимы Литвы
  • Караимы Польши
  • Статистика
    Яндекс.Метрика
    SeoMonitor.INFO - Сервис проверки доменов
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    [ Кто нас сегодня посетил ]
    Поиск