Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2014 » Март » 25 » Жемчуг и перламутр в культуре коренных народов Крыма.
20:41
Жемчуг и перламутр в культуре коренных народов Крыма.

Жемчужница – наш мир, ты в ней прекрасный жемчуг,

Достал его лишь тот, кто в море мог нырнуть.

Насими



 

Как нужна для жемчужины полная тьма,

Так страданья нужны для души и ума.

Пусть капля томится в темнице, становится перлом она.

Омар Хайям



 

            Жемчуг и перламутр издавна добывались и использовались в Крыму. Дар морей – жемчуг по крымскотатарски и крымскокараимски инджи (индзи, иньджи – галицкий и тракайский диалекты караимского языка), а перламутр – садеф, сэдэф (Интересно, что в крымскотатарском языке лечебное растение зверобой называется «садеф оту» – «перламутровая трава», возможно из-за того, что в народе он считается обладающим защитными свойствами). Они упоминаются в фольклоре коренных народов Крыма: легендах, пословицах, сказках... Например, уроженец Симферополя В. Кондараки сообщает о легенде, бытовавшей у крымских татар и греков, в которой на дне морском у владычицы морей в лавровой роще были установлены два жемчужных трона. «Аталар сёзи» («слова отцов» – пословицы), бывшие своеобразным руководством в жизни, сообщают:

            Осёл останется ослом, будь попона его из жемчуга, человек останется человеком, не будь у него ни гроша.

            Как жемчуг и лал слова мудреца, лишь боль причинит слово глупца.

            Пищей были ячмень и крупа, камнем были золото и жемчуг.

            Не менее значимую роль, чем адет (обычай) в жизни крымских татар, крымских караимов, урумов и крымчаков играли предписания религии – ислама, караизма, христианства, иудаизма. Жемчуг упоминается в священных книгах этих вероисповеданий – Коране, Ветхом и Новом Заветах, был и остаётся символом богатства, власти, красоты, невинности и непорочности. Сайт Духовного центра мусульман Крыма сообщает, например, что «Тот, кто видел во сне, что он прокалывает жемчуг, он будет толкователем Кур`ана... тот, кто увидел во сне, что он продает жемчуг, приобретет знание, и он будет распространять его среди людей...Также сказано, что жемчуг означает ребёнка. Кто видел, что он бросил жемчуг в реку или колодец, он совершит хороший поступок для людей» и далее сравнивает крупные жемчужины с сурами из Корана [http://dcmk.org/stati/zhemchug-ukrashenie-korolevskich-koron-i-velikolepnoe-ozherele].

            Не удивительно, поэтому, что жемчуг и перламутр часто использовали крымчане при изготовлении религиозных предметов: чёток, подставок и полочек для Корана, футляров и сумочек для молитвенников и священных книг.

            Сравнение с этими удивительными созданиями природы нередко звучало в хвалебных текстах, подчеркивающих красоту и величие. Так, в одном из самых живописных помещений Хан-Сарая – Дворца крымских правителей, в Золотом кабинете была сделана надпись по периметру: «Это здание, подобно солнечному сиянию, озарило Бахчисарай... это нитка морского жемчуга, это неслыханный алмаз…» [Хартахай, 1867].

            Жемчужные бусы украшают одно из самых замечательных строений дворца «повелителей двух материков и хаканов двух морей» – портал Демир Къапы (Железная Дверь) итальянского мастера Алоизио де Монтаньяна. Н. Эрнст пишет об этом так: «Края уступов орнаментированы античным шнуром перлов и бусами… На карнизе и в тимпане опять идут все античные орнаменты, обычные для ренессанса: шнуры перлов, зубцы, листья лотоса и т. д.» [1928].

            Высококачественный дорогой жемчуг был частью убранства правителей и состоятельных людей Крымского ханства. Русские послы, описывая богатое платье хана, упоминают и корону: «верх зеленой, обвитою белою с золотом и жемчугом шалью...» [Никольский, 1927]. Халим Гирай-султан перечисляет подарки султана Турции Авджи Мехмета крымскому хану Селим Гираю (во второе правление 1684 – 1691 гг.), и, кроме золотой сабли, лат, инкрустированных золотыми кружочками и трёх резвых лошадей, упоминает один колчан, усыпанный жемчугом.

            Из изделий, сделанных для мужского населения полуострова, хорошо известны распространённые в XVIII – начале XX в. вышитые жемчугом кисеты. Такие кисеты сохраняются в фондах КРУ «Бахчисарайский историко-культурный заповедник» (далее – Бахчисарайский заповедник) и, вероятнее всего, дарились на свадьбу. П. Чепурина упоминает о расшитых воротниках в мужских куртках южнобережных татар, амулетах, портсигарах, чехлах для часов и т. п. Но всё же чаще использовали декорирование предметов, связанных с одеждой и жизнью женщины.

            Жемчуг – символ женственности и чистоты был одним из самых любимых украшений крымчанок. В поэтических восхвалениях невинную девушку сравнивали с этим «нежным даром морей». Вот, к примеру, слова эпитафии памятника 12-летней Ферах-султаны [Гайворонский, 2006]: «...отпрыск райского сада, этот алмаз, перл чистоты, кипарис вертограда скромности, эта несравненная жемчужина мудрости». Женские имена крымских татар Инжи, Инджифе и Садифе имеют значение жемчужины.

            До наших дней сохранились и радуют глаз ювелирные украшения: инджили-кафас – ажурная нагрудная жемчужная сетка, инджи герданлыкъ, инджи боюнджагъы, топ инджи – жемчужные ожерелья, инджели-алтын – нашейное жемчужное украшение, беш бутаклы каранфиль сырга – серьги в форме гвоздики с подвесками 3 или 5 крупных жемчужин на золотой нити. Наверное о последних упоминает Т. Пассек в 1838 г. так: «В серьгах висели длинные жемчужные подвески». Между собой серьги (сыргъа ве боюнджак, герданлы-купе) могли соединять цепочкой из жемчуга. В перечнях наследства и приданого состоятельных крымских татарок и крымских караимок встречаем: пара яхонтовых серёг с жемчугами – 20 хасене (1 хасене ~ 40 гр. серебра); пара жемчужных браслетов – 5 хасене;  три жемчужины – 6 хасене, 3 мискала (1 мискал 4,8 гр.; 1608); серьги жемчужные – 40 руб. (1834); пара серёг с алмазом и жемчугами – 80 руб., жемчуга 10 золотников (~ 45 гр.) – 120 руб. (1871); серьги с жемчугом в круге – 20 руб., жемчуга 1 вязка – 60 руб. (1893).

            Крымчак Пейсах, описывая наряд соплеменницы, упоминает жемчужные запястья и ожерелья из жемчуга, сплетённые в несколько рядов.

            Расшитая жемчугом по золотистому сафьяну серебряная пряжка женского пояса в форме бадема (миндаля) экспонируется в Бахчисарайском заповеднике. Привлекает внимание ещё один экспонат заповедника – инкрустированная перламутром серебряная пряжка «кушак-баш», приобретённая музеем в Бахчисарае в 1924 г. Она исполнена в форме миндаля с изображением павлинов, цветов, треугольников, солярных знаков. Размеры перламутра в наибольших местах – 9,5 х 7,5 см. Женский пояс имел оберегательное значение, использовался в обрядовой практике крымских татар, крымских караимов и крымчаков. Сочетание жемчуга, миндаля, золота символизировали благополучие и изобилие, а перламутр считался символом женского начала [Желтухина].

            Старые инвентарные книги Бахчисарайского заповедника содержат информацию о украшениях крымчанок: золотых серьгах «купе» в виде миндаля с крупными и мелкими жемчужинами и розовыми и сиреневыми камешками, круглых золотых серьгах «чарх» с жемчугом, серебряном кольце «юзюк» с верхней шестигранной куполообразной частью с перламутром, бирюзой и чёрной эмалью, крупном шейном серебрянном позолоченном украшении «инджили алтун» XVIII в. филигранной работы с жемчугом.

            Серьги  бадем-сырга (в форме миндаля), бутаклы-сырга (в форме ветки, с подвеской) из фондов Литовского национального музея дают представление о изделиях с жемчугом ювелиров Бахчисарая XVII – XVIII в. [Seraya Szapszal's karaim collection].

            П. Чепурина писала, что вышивка жемчугом очень распространена среди зажиточных крымских татар и караимов и выделяла её в отдельный вид орнаментального шитья. Жемчуг нанизывался на нить, а затем другой нитью пришивался к плотным дорогим тканям (иногда к атласу), часто в сочетании с золотным шитьём и драгоценными или поделочными камнями. Реже использовались для украшения отдельные жемчужины покрупнее.

            Искусно расшивались детали женской одежды: верх шапочки фес, манжеты платья, пояса, воротники... у крымских татар, караимов и крымчаков. У урумов, например, жемчугом украшались ленточные украшения ханяр, удерживающие головной убор баш явлух (белое полотнище из тонкой шелковой ткани) под подбородком [Новик]. Жемчуг в вышивке чаще всего был мелкий, речной. По величине он не отличался от бисера.

            Отдельного описания заслуживают навершия на фес (шапочка) –  тёпелик. К примеру, у крымских караимок был «фес, украшенный унизанной жемчугом миндалеобразною вверху и в виде сетки по краям покрышкой, называемой «перчем багы»... У более богатых, помимо сего, на правой стороне феса была вышита жемчугом звезда и луна, с краёв которой свисали вниз от 7 до 12 кистей из жемчуга...» [Ельяшевич, 1994]. Такие праздничные фесы служили и своеобразным вложением капитала. К примеру «феска с жемчужным кружком вес жемчуга 14 золотников и кругом рубия 77» (~ 60 гр.) стоила 200 руб. в 1871 г. [Полканова, 2012]. Характерные орнаменты таких наверший – миндаль (бадем), шестиконечные звёзды (Сулеймание мехри, Дауд тамгъасы), солярные символы, изогнутые веточки (эгри дал) символизировали источник жизни, изобилие, плодородие, а белый цвет жемчуга – чистоту, просветление, покой [Акчурина-Муфтиева].

            Некоторые изделия с жемчугом так давно вышли из употребления, что трудно идентифицируются: «стефан (корона, головной убор) с драгоценными камнями и жемчугами», «незкеб (?) из красного атласа с жемчугами» [Биарсланов, 2005].

            Одним из самых красивых и дорогих украшений крымских караимок и крымских татарок была ажурная нагрудная жемчужная сетка, которую надевали на платье. Нижний край такой сетки украшался монетами, которых могло быть «два, три, иногда до десяти рядов...» [Бейм].

            Женщины использовали в своём гардеробе инкрустированные перламутром деревянные туфли без задников. Г. Радде [1856] отмечал, что у «богатых татар можно видеть башмаки, очень красиво вырезанные, полированные и даже отделанные перламутровой насечкой».

            «Бешикчи ве сандыкчи» – токари и сундучники Крыма украшали перламутром различные бытовые предметы: столики, сундуки, шкатулки, полочки, табуретки, трости, рамки для зеркал, навесные ящечки для ложек и пр.; музыкальные инструменты: бубны, сазы... Но совсем удивительно, что инкрустировать могли раму для ткацкого станка или доску для резки хлеба.

            Декорированные перламутром, костью, рогом многогранные столики (табуреты)  курьсю до сих пор сохраняются в некоторых семьях крымчан. Есть такие изделия прекрасной местной работы в экспозиции Бахчисарайского музея. Они привлекают внимание посетителей высоким качеством изготовления и нарядностью, как и многие лета тому назад. Вот, например, описание этнографа М. Дмитриевского жилища крымского татарина в начале XIX столетья: «...кроме... небольшого низенького столика софра, перламутром украшенного, на котором подают закуски и кушания, нет там никакого украшения» [Дмитриевский]. Б. Ельяшевич описывает их как «известные маленькие персидские столики, украшенные интересной накладной инкрустацией из перламутра...» [1994].

В прошлом Крым славился качественными с прекрасным декором ружьями. Некоторые из них имели перламутровую инкрустацию.

В заключение скажем, что изделия с использованием перламутра и жемчуга ценились и были широко распространены в Крыму. Они изготавливались местными мастерами и привозились из других стран (в основном из Турции). Искусство мастера из великолепного материала создавало совершенные изделия, до сих пор бережно хранимые в музеях и вызывающие неизменное восхищение посетителей. Предметы с жемчугом и перламутром не только служили украшением, но имели и апотропейную функцию. Надеемся, что высокое мастерство крымских ремесленников будет иметь продолжение и возродится в будущем.



 

 Полканова А. Ю., Мустафаева Э. Н.



 

 
Просмотров: 806 | Добавил: basai | Теги: крымчаки, перламутр, коренные народы, Крым, крымские татары, жемчуг, Крымские караимы | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мини-чат
Важные даты
Праздники сегодня
Погода
Словарик
Савлыкъ билен кэтыныз (барынъыз)! - Идите со здоровьем! (ответное) - говорит остающийся
Кyн йахшы! - Добрый день!
Савлыкъ билен къалыныз! - Оставайтесь со здоровьем! (до свидания)-говорит уходящий
Бахышланъыз, джаным - Извините, пожалуйста
Баш yстyнэ - Пожалуйста
Новые комментарии
В разделе караимы в Великой отечественной войне упомянут мой отец Гаммал Валентин Яковлевич капитан ...

Поздравляю с выходом этой прекрасной книги, Софья Гелиевна! Помню всегда Ваших чудесных родителей!

22 марта 2015года наступил Йыл Баши – Новый год караимского календаря Улуг Ата санавы – Счёт
...

Архив записей
Друзья сайта
  • Газетв крымских караимов Къырым къарайлар
  • Караимы Литвы
  • Караимы Польши
  • Статистика
    Яндекс.Метрика
    SeoMonitor.INFO - Сервис проверки доменов
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    [ Кто нас сегодня посетил ]
    Поиск