Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2014 » Март » 25 » Последний из могикан. Борис Яковлевич Кокенай
20:21
Последний из могикан. Борис Яковлевич Кокенай

 Борис Яковлевич Кокенай
22.12.1893 Феодосия – 24.07.1967 Ростов на Дону


Б. Я. Кокенай был бесконечно предан

родному караимскому народу и оставил о себе светлую
 память среди соплеменников

 
С. Кушуль



 

Борис Яковлевич родился в древней патриархальной караимской семье. Его отец преподавал в караимской школе и рано умер (1835, Кале – 23.01.1897, Феодосия). Сын сохранил о нем лишь фрагментарные воспоминания детства. Мать Б. Кокеная – Бийим Яковлевна, урождённая Софер, покинула этот мир 14.04.1926 г. и упокоена на караимском кладбище в Ростове. По отцу Б. Кокенай – потомок в 16-м поколении караимского учёного, историка и поэта Эль-Дура, предки которого захоронены около 600 лет тому назад на родовом карайском некрополе Балта Тиймэз. Родители Бориса Яковлевича привили сыну любовь к своему народу, его истории и культуре, к наукам и старине. Отец и мать знали  родной язык, фольклор, обряды, обычаи и традиции. Мама писала стихи и элегии на караимском языке.

Отец хорошо знал и состоял в переписке с С. Панпуловым и И. Казасом, и по просьбе первого помогал проф. Д. Хвольсону в изучении надгробных памятников Кале и чтении эпитафий.

Б. Кокенай родился в Феодосии, в доме, напротив кенаса, принадлежавшем Стер-тота Мурза. В детстве посещал караимскую школу – мидраш. Учились в здании, завещанном школе Шебетей-ака Миндаллы Хаджи, и на пожертвования феодосийского Кайки.

Учёба давалась легко. Занимался с удовольствием. Активно стремился к знаниям. В числе наиболее почитаемых учителей был Т. Леви-Бабович, ранее преподаватель школ разных городов и газзан севастопольской кенаса. По приглашению из Каира он в 1930 гг. уехал и стал главой караимов – арабов Египта. Несмотря на большую разницу в возрасте и долгую разлуку, их связывала глубокая дружба. Б. Кокенай был одним из любимых учеников Т. Леви-Бабовича. Учитель и ученик переписывались друг с другом вплоть до смерти гахана в Каире (1956).

Учеников мидраша одевали в одинаковую форму, частично кормили, устраивали им праздники за счёт благотворителей.

После начальной караимской школы Б. Кокенай продолжил учебу в местной гимназии, но из-за болезни оставил её в шестом классе.

С детства ему покровительствовали старшие ребята и взрослые, опекали и оберегали от обид. Такова была традиция отношения к сиротам (саби), оставшимся без отца.

Б. Кокенай с юности почитал родовое гнездо крымских караимов Кале. При первой возможности посещал его и «был своим человеком» в доме хранителя и газзана А. Дубинского. Он ещё застал жителей крепости братьев Пигит, которые всегда угощали юношу сыром из молока своих коров и коз.

После освобождения от военной службы (1917) и до конца 1918 г. с сыновьями Дубинского занимался в Кале земледелием. В начале советской власти поступил в недолго существовавший учительский институт. Более года преподавал в сельских татарских школах, в частности, в Кокташе. Страшный голод в Крыму вынудил в 1922 г. переехать с семьей в Ростов на Дону. До конца жизни поддерживал связь и переписывался с друзьями из Феодосии и Кале.

В Ростове работал на телеграфе. Переживал, что не смог учиться дальше. Тяга к знаниям породила интенсивное самообразование. Кроме знакомых с детства родного караимского языка и религиозного древнебиблейского, выучил турецкий, арабский и французский языки. Хорошо знал караимские литературу и фольклор. Собирал караимские рукописи и литературу, фольклор, народную медицину, кухню, предметы быта. Глубоко изучил  историю и культуру, вопросы происхождения, образ жизни, занятия крымских караимов. Создал большую библиотеку, картотеку крымского словаря караимского языка, особо выделил древнетюркские слова. Печатался в журналах Карай Авазы, Онормах, Мысль караимская.

По Сымыт Кушуль: «Несмотря на крайне скромный материальный достаток, Борис Яковлевич, ограничивая себя во многом, изыскивал возможности для приобретения древних караимских рукописей и литературы, создал прекрасную библиотеку и неплохую коллекцию предметов караимской старины».

В Великую Отечественную войну Б. Кокеная в армию не взяли по здоровью. Но он стал бойцом местного отряд противовоздушной обороны. Ночами дежурил на крыше, обезвреживая зажигательные бомбы.

В годы оккупации Ростова фашистами его знания и литература помогли спасти крымских караимов от расстрела по национальному признаку. Особенно кстати оказались предоставленные оккупантам книга по национальному составу народов СССР (Академия Наук). В ней караимы отнесены к тюркским народам ещё в 1927 г., а также изданная в Турции работа С. Шапшала о крымских караимах-тюрках. Эти книги оставили у себя оккупанты.

Б. Кокенай всегда верил в нашу победу. В его дневнике сохранилась запись времён войны, что Россия «проглотит германскую военную машину. Как в свое время армию Наполеона. Как бы не было тяжело теперь, конец войны будет не в пользу Германии».

Б. Кокенай был знаком и переписывался со многими крупными знатоками этнокультуры крымских караимов. Среди них С. М. Шапшал, С. М. Кальф-Калиф, Д. М. Гумуш. Был дружен с выдающейся крымской караимкой Сымыт Кушуль, часто в её доме в Евпатории подолгу плодотворно работал. С. Кушуль «многое об истории караимов узнала от него». Незадолго до кончины Б. Кокенай перевёз в дом С. Кушуль часть своей библиотеки.

Он мечтал вернуться на постоянное жительство в Крым, но так и не успел. Всю свою жизнь он посвятил караимскому народу и сделал для него чрезвычайно много.

Когда над его библиотекой и коллекцией в Крыму нависла угроза, С. Кушуль передала ценные рукописи и книги в дар Вильнюсскому университету (1981), где учредили фонд имени Б. Я. Кокеная и С. И. Кушуль.

О его коллекции караимских предметов С. Кушуль писала в статье «Хранитель народной мудрости» (опубликована в 2006 г.): «Унаследованные предметы караимской старины (одежда, ритуальные принадлежности) находятся у меня в ожидании организации караимами Евпатории национального музея».

Большую помощь в самоотверженную работу мужа во благо своего народа внесла его жена Анна Ильинична (1892 – 1949, Ростов на Дону). Он с сыном Яковом пережил её почти на 20 лет. Борис Яковлевич скончался в 74 года в Ростове, где и захоронен.

Трудно переоценить его огромное наследие. Вот лишь наиболее ценные фрагменты, в большинстве ранее отмеченные в статье С. Кушуль:

  • библиотека, переданная Вильнюсскому университету;
  • караимско-русский словарь и картотека к нему, многие её слова вошли в караимско-польско-русский академический словарь (1974);
  • картотека пословиц и поговорок;
  • предметы караимской старины;
  • публикации Б.Кокеная ;
  • не опубликованные при жизни  его труды в т.ч. «Крымские караимы» и «Дневник».

Борису Яковлевичу на Балта Тиймэз с помощью Вильнюсского университета установлен согласно традициям караимского народа скромный йолджиташ (безмогильный памятник) у ограды надгробия А. Фирковича справа от входа на родовой некрополь.

Примечание. С йолджиташем Б. Кокенаю связана печальная и дикая по сути поучительная история. Установка памятника с помощью Вильнюсского университета в Крыму почётна. Это международное признание заслуг соплеменника и земляка, и благородно с литовской стороны. Но после обустройства памятника нашёлся мерзавец (не называем имя, дабы тень поступка не пала на его близких), донёсший в обком партии, что памятник поставили человеку, умершему и похороненному в Ростове без разрешения партийных органов и потребовал снести надгробие. Это совершили местные власти. Но тогдашний смотритель Кале М. Дубинский спрятал сброшенный привластными вандалами памятник в пещере и достал его только в 1989 г. после возрождения караимского общества в Симферополе. Караимы установили памятник на прежнем месте, торжественно открыли при большом стечении соплеменников из Крыма и иных регионов бывшего СССР (включая Литву), из Польши и др.стран зарубежья. Памятник освятил старший газзан литовских караимов Михаил Фиркович и прове  молебен. По возвращении с некрополя участников ждала праздничная трапеза с национальными блюдами. В этих событиях участвовала С. Кушуль, так много сделавшая для увековечения памяти Б. Кокеная. По традиции, на Балта Тиймэз караи чтут память выдающихся караев, которым установлены безмогильные памятники: герою русско-японской войны поручику Тапсашару (убит и похоронен в Порт–Артуре), Б. Кокенаю, гахану С. Шапшалу (Вильнюс), благотворителю акад. М. Сарачу (Париж), врачу Л. Ефетовой-Габай (Симферополь) и др.



 


А. Полканова



 

 
Просмотров: 1088 | Добавил: basai | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мини-чат
Важные даты
Праздники сегодня
Погода
Словарик
Савлыкъ билен кэтыныз (барынъыз)! - Идите со здоровьем! (ответное) - говорит остающийся
Аф этынъыз - Простите
Савлыкъ билен къалыныз! - Оставайтесь со здоровьем! (до свидания)-говорит уходящий
Саба (кyн, ахшам, гэджэ) - Пусть будет добрым утро (день, вечер, ночь)
Ызын бэрынъыз - Разрешите (дословно: дайте разрешение)
Новые комментарии
В разделе караимы в Великой отечественной войне упомянут мой отец Гаммал Валентин Яковлевич капитан

Поздравляю с выходом этой прекрасной книги, Софья Гелиевна! Помню всегда Ваших чудесных родителей!

22 марта 2015года наступил Йыл Баши – Новый год караимского календаря Улуг Ата санавы – Счёт

Архив записей
Друзья сайта
  • Газетв крымских караимов Къырым къарайлар
  • Караимы Литвы
  • Караимы Польши
  • Статистика
    Яндекс.Метрика
    SeoMonitor.INFO - Сервис проверки доменов
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    [ Кто нас сегодня посетил ]
    Поиск