Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2010 » Февраль » 27 » Крымские караимы на захваченных землях в годы второй мировой войны
11:18
Крымские караимы на захваченных землях в годы второй мировой войны
Отрывок из книги В.С. Кропотова "Военные традиции крымских караимов". (Симферополь, 2004, с.91,92, 115-127).
 
     Сами крымские караимы по национальному признаку фашистами не преследовались. Однако окончательное разрешение в отношении расовой принадлежности этого малочисленного народа было принято в фашистской Германии не сразу. Подавляющее большинство народа, проживающего, как за рубежом, так и в СССР оказалось в годы Второй Мировой и Великой Отечественной войн в зоне оккупации. До лета 1943 года в местах компактного проживания крымских караимов немцами проводились подробнейшие исследования с целью уточнения их этнической идентификации. Органы, ответственные за расовую политику третьего рейха, привлекали к работам и своих, и зарубежных специалистов и экспертов антропологов, лингвистов, этнографов и т.д. Крымские караимы подвергались тщательной проверке, аналогов которой, по-видимому, не испытывал в своей истории ни один из евразийских народов. Результаты, полученные нацистами позволили им однозначно отнести караимов к тюркам, а не к семитам, что явилось основанием для принятия соответствующего решения на официальном уровне. В этот период всестороннюю помощь и поддержку одному из самых малых тюркских народов оказали крымские татары, русская эмиграция (прежде всего эмигрантские организации белых офицеров), представители грузинской эмигрантской общины во Франции, иерархи католической и Русской Православной церкви за рубежом.
      Некоторые аспекты этнической идентификации караимов, проведенной государственными органами фашистской Германии в соответствии с принятыми ею нацистскими расовыми законами в определённом смысле до конца не изучены. Так, остаётся непонятным почему в 1941-1942 гг. в местах компактного проживания караимов, оккупированных вермахтом (Крым, Литва, отдельные районы Украины), активно проводились работы по определению расово-энтической принадлежности караимов, хотя вопрос, в основе своей был решён указом Рейсхминистерства внутренних дел Германии от 22 декабря 1938 г., подтверждающим нееврейское происхождение крымских караимов, т.е. ещё до начала Второй Мировой Войны.
     Научные круги Германии проявляли в 20-30 годы интерес к тюркской проблематике и, в частности, к караимской этнической группе. Об этом свидетельствуют публикации статей тюрколога А.Самойловича «К вопросу о классификации турецких языков» и «Некоторые дополнения к классификации турецких языков» (Der Islam – Berlin, 1927, т.16 №1-2; Ungarische Yarbücher – Berlin, 1929, т-9). Известный тюрколог, проф. В.Банг в 1930-31 гг. преподавал караимский язык на кафедре урало-алтайских языков в Берлинском университете. Изучались результаты антропологических исследований. В Германии были известны итоги работы антропологической экспедиции итальянского проф. К.Джинни, проводившей исследования караимов Польши и Литвы в 1934 г. Согласно опубликованным учёным результатам работ (Caraimi di Polonia e Lituania. Genus, Roma, 1936, №2) караимы принадлежали к тюркскому антропологическому типу. К выводу о тюркском происхождении крымских караимов пришел немецкий востоковед, проф. П.Кахле, который в первые годы существования фашистского режима посещал Ленинград и изучал материалы по истории караимов. Не остались без внимания в Германии опубликованные в конце 20-х начале 30-х годов работы, непосредственно посвящённые крымским караимам, либо затрагивающие вопросы их этнической истории: Райхер М. Группа крови караимов Тракая и Вильно (Anthropologie Prague, 1932, №9); Башмаков А. Пятьдесят столетий эволюции вокруг Чёрного моря (Paris, 1937); Данон А. Документы, относящиеся к истории караимов Европейской Турции, отредактированные и переведенные… (The Sewich quarterly review. New series 17, London, 1926-1927) и др.
      Издание «указа» от 22.12.38 г. инициировали эмигрантские караимские общины Германии и Франции. С петицией к Рейхсминистерству внутренних дел обратилась группа из 18 крымских караимов, бывших царских офицеров, проживавших в Германии. По поручению французской общины в 1938 году приезжал в Германию и направлял письменное обращение в адрес Рейхсминистерства (от 05.09.38 г. и 10.10.38 г.) бывший городской голова Евпатории С.Дуван. Он получил 5 января 1939 г. официальное письмо от управляющего Рейхсдепартаментом по генеалогическим исследованиям, содержащее ссылки на положение «указа» от 22.12.38 г. о том, что на караимов не распространяются ограничительные (расово-дискриминационные) статьи германского законодательства. Казалось бы, что позиция германских властей определена окончательно. Но, несмотря на это, крымские караимы ещё дважды оказывались в период Второй Мировой войны под пристальным вниманием органов третьего рейха и правительства Виши, ответственных за реализацию (геноцид) нацистского законодательства.
      В начале это происходило во Франции после оккупации её северной части в июне 1940 г. Германией и созданием в неоккупированных южных районах страны профашистского режима с центром в Виши. В марте 1941 года вишистское правительство создаёт «Генеральный комиссариат по еврейскому вопросу» (CGQJ), - главный орган, ответственный за проведение расовой политики режима. Теоретики (CGQJ) в отличие от германских нацистов при классификации национальностей брали за основу не этническое происхождение, а религиозную принадлежность, что привело к отнесению крымских караимов, к евреям. Это вызвало взрыв негодования в караимской общине Франции (общая её численность составляла около 300 человек). Последовали активные действия, выразившиеся в официальных обращениях в правительственные органы с требованием пересмотреть принятое решение. Руководители «Ассоциации караимов» С.Казас, А.Айваз, М.Баккал в сентябре 1941 г. посетили штаб-квартиру CGQJ в Париже. Тогда же был опубликован меморандум протестного характера известного в эмигрантских кругах полковника Богдановича. 29 ноября 1941 г. председатель «Ассоциации» С.Казас обратился с петицией к директору CGQJ К.Валлату, содержавшей 12 пунктов наиболее характерных этно-конфессиональных особенностей крымских караимов и, соответственно, отличий их от евреев. Был предпринят и ряд других действий.
      В этот период с заявлениями в поддержку караимов выступили иерархи православной и католической церквей, которые дали краткие определения караимскому вероисповеданию и отметили принципиальные отличия от иудейской ортодоксальной религии: Митрополит Православных Русских Церквей в Западной Европе Евлогий (ноябрь 1941 г); помощник архиепископа Парижского отец Брюссо (декабрь 1941 г); митрополит Западно-Европейского Православного Русского митрополичьего округа Серафим (апрель 1942 г). Караимской общине оказали активное содействие и помощь русская эмиграция и грузинская эмигрантская община. В конце 1941 г. в защиту крымских караимов решительно выступили эмигранты-крымские татары в Берлине.
      Еврейская община Франции не осталась безучастной к происходящему. Представители еврейской общественности и, в первую очередь, интеллигенция, традиционно рассматривая крымских караимов, как принадлежащих к семитской этнической группе, посчитали действия караимов в определённом смысле оскорбительными для себя, а петицию С.Казаса и, особенно, меморандум полковника Богдановича проявлением антисемитизма.
      В августе 1942 года на страницах «Бюллетеня генерального союза евреев Франции» были опубликованы статьи по истории, этногенезу и религии караимов, излагающие традиционные взгляды еврейских историков. Возможно, что публикации в «Бюллетене» на какое-то время отсрочили принятие окончательного решения по караимам со стороны CGQJ, но решающего влияния на принципиальное решение вопроса оказать не могли. К тому же в сентябре 1942 г. своё отношение высказала русская эмиграция в двух заявлениях «Offise des Emigres Russes en France» (штаб-квартира русских эмигрантов во Франции). Публикации в «Бюллетене» рассматривались ею, как попытки навредить и отомстить караимской общине. К концу 1942 года эксперты CGQJ располагали значительным материалом о караимах. В январе 1943 г ведущий специалист по рассовым проблемам вишисткого режима проф. Ж.Монтандон (характеризуется, как убеждённый нацист и антисемит) опубликовал статью о не-еврейском происхождении крымских караимов. Надо отметить, что на CGQJ в немалой степени влияло решение о караимах, принятое в фашистской Германии. Зарубежный исследователь описываемой проблемы У.Грин отмечал «… досье CGQJ показывает, что большинство исследовательских работ по происхождению караимов, проводимые в Германии и Восточной Европе, изучались французскими расовыми экспертами». («Судьба восточных евреев в Вишисткой Франции» с.44). На основании указанных работ в Германии пришли к окончательному выводу о тюркском происхождении крымских караимов. В конце концов, всё вышеперечисленное привело к тому, что в начале 1943 года CGQJ отказался от своего первоначального решения по караимам и освободил их от каких-либо преследований и ограничений по расовым дискриминационным законам.
     Немецко-фашистское руководство вновь вернулось к караимскому вопросу после начала Великой Отечественной войны. К ноябрю 1941 года Литва, Украина и Крым были оккупированы немцами. В этих регионах проживало основное количество крымских караимов (примерно 7 тыс. чел. из около 8,5 тыс. караимов СССР, из них более 5,5 тыс. в Крыму). С началом массовых акций по уничтожению мирного населения на оккупированных территориях, в том числе и по национальному признаку, потребовались разъяснения по караимам в первую очередь спецслужбам и подразделениям осуществляющим геноцид под руководством «СД», гестапо и других карательных органов. Как показал в ходе допросов на Нюрнбергском процессе командир эйнзатцгруппы «Д» (действовала на Украине и в Крыму) генерал «СС» Отто Олендорф – в декабре 1941 г он послал запрос в Берлин относительно крымчаков и караимов. На основании ответа крымчаки подвергались уничтожению, а караимов предписывалось не подвергать репрессиям, как не принадлежащих к еврейской расе. В примерно это же время специалисты из «Рейхскомиссии по укреплению Германской нации» подготовили доклад «Предварительные сообщения, касающиеся караимов», в котором разъяснялось, что караимы не подлежат преследованиям, не попадая под действие расовых законов Рейха. Заслуживает внимания в наименовании доклада словосочетание «предварительные сообщения», свидетельствующее о том, что немцами в конце 1941 года караимский вопрос ещё не был до конца изучен. Эта ситуация, видимо, и стала основной причиной проведения широкомасштабных работ по этноидентификации караимов, проведенной нацистами на оккупированных территориях в 1941-1942 гг с привлечением антропологов, лингвистов, историков, этнографов и т.д. В караимской среде бытует мнение, что на исследования немцев подтолкнули доносы на караимов, которые по некоторым свидетельствам переживших период войны в оккупации, действительно имели место, и всё же надо полагать, что главная причина не в них.
      В Крыму работы проводились в течение нескольких месяцев, начиная с декабря 1941 года, под руководством эсэсовца, профессора Венского университета Карасека. По его приказу была собрана и изучена литература о караимах, хранившаяся в центральных библиотеках Крыма (КГА Ф 156. Оп 3, д 37 л 83), проведены многочисленные собеседования-допросы с лицами караимской национальности. Изучались мнения крымских специалистов (историков, этнографов, краеведов), связанных по роду деятельности с караимской тематикой в довоенный период. Так Карасек потребовал написать работу о караимах от А.Полканова (широко известный в довоенное время знаток крымской истории, бывший руководитель Крымохриса, директор Симферопольского краеведческого музея. (Подробнее о А.И.Полканове см. Бибиков С. «Полканов Александр Иванович». Брега Тавриды, Симферополь, 1994, № 5 с. 167-171). Работа была представлена в марте 1942 года. В её основу была положена А.Полкановым статья о крымских караимах, написанная им незадолго до войны по заказу Академии наук СССР для сборника «Народы мира». К середине марта 1942 года исследования по караимам в Крыму были завершены и результаты направлены в Берлин. Выводы подтверждали тюркское происхождение крымских караимов, и они были избавлены от преследований по этническому признаку.
      Огромные исследовательские работы по караимскому вопросу проведены немцами в 1941-43 гг в Литве, Польше и на Украине. Здесь также был собран и тщательно изучен значительный объём научной литературы и публицистики по караимскому языку, истории, антропологии с привлечением специалистов германского и негерманского происхождения, в том числе еврейских экспертов. Работы проводились под непосредственным руководством «Имперского министерства оккупированных восточных областей» (RMfdbO). Один из ведущих специалистов RMfdbO по расовой политике д-р Ф.Штейнигер провел антропологические исследования караимов Вильнюсса, Тракая и Риги в 1942 году. Частично результаты исследований были опубликованы в 1944 г. [Natur und Folk №1,2,10; ранее появилась статья Ф.Штейнигера «Караимы» в газете „Deutsche Zeitung im Ostland" № 314 от 15.11.1942]. В феврале 1943 года на Украине провели специсследования д-ра Фиргау и Галлмайер. К лету 1943 года власти фашистской Германии пришли к окончательному мнению относительно происхождения крымских караимов, освободив их от преследований. Караимы, не будучи преследуемы нацистами в годы Второй мировой войны как национальность, в равной мере с представителями других народов пережили трагедию фашистского оккупационного режима, умирая от голода и болезней, погибая, как и тысячи соотечественников, в ходе проведения облав, карательных акций, расстреливаемые как заложники и пр.(к примеру, только в Евпатории с 06.01 по 09.01.1942 г, во время расправы фашистов над жителями города за оказанную ими помощь десанту из Севастополя 5 января 1942 г, было расстреляно более 100 караимов).
     В отечественной историографии описываемая тема практически не освещалась. Отдельные публикации появились на Западе. Среди них следует обратить внимание на работы Ф.Фридмана «Караимы под властью нацистов» (The Karaites Under Nazi Rule On The Track of Tiranny. London, 1960, с. 97-123) и У.Грина «Судьба восточных народов в Вишисткой Франции», «Судьба Крымских еврейских общин: ашкенази, крымчаков, караимов» [ „The Fate of Oriental Jews in Vichi France", „The Fate of the Crimean Jewish Communities: Ashkenazim, Krimchaks und Karaites", Jewish Social Studies, XLVI, 1984, с 169-176]. В этих работах отражены преобладающие среди еврейских историков взгляды на рассматриваемую проблему. Изначально предполагая семитское происхождение крымских караимов (как уже отмечалось выше – взгляд традиционный для еврейских учённых, тесно переплетающийся с религиозными канонами иудаизма), излагается ряд версий, объясняющих по их мнению, решение германских властей, признающее нееврейское происхождение караимов и, соответственно, освобождение их от преследований и уничтожения. К основным следует отнести: политические мотивы; участие караимов в формированиях вермахта, нежелание немцев обострять отношения с крымскими татарами геноцидом в отношении их земляков – крымских караимов; а также позицией, занятой еврейскими экспертами, продиктованной желанием последних спасти караимов от уничтожения. Вкратце рассмотрим каждую из этих версий.
      «Не гуманные причины влияли на их (немцев, примеч. В.К.) решения в пользу караимов, а холодные политические расчёты» пишет Ф.Фридман (указ соч. с 116); «… немцы сознательно смягчали своё расовое усердие исходя из военных и политических соображений» – аналогичное заключение у У.Грина (указ. соч. с 169). Вряд ли серьёзные политические расчёты фашистской Германии включали судьбу столь незначительной этнической группы, как крымские караимы, численность которой по самым оптимистическим подсчётам едва превышала 10 тыс. человек. К тому же, как известно, Крым (место основного расселения караимов) планировалось превратить в будущем в регион проживания исключительно немцев. Таким образом, говорить о какой-либо роли караимов, в связи с планами немцев использования завоёванных территорий, не приходится. Действия же крымских караимов в годы оккупации, когда их представители категорически отказывались сотрудничать с оккупантами (расстрелы евпаторийского юриста С.Ходжаша, симферопольского врача А.Синани, самоубийство севастопольского учителя А.Ходжаша и ряд других примеров убедительно иллюстрируют сложившиеся отношения с оккупационными властями), а главное – отказ создать комитет содействия германским властям, не оставляли последним сомнений в политической ориентации крымских караимов. Не было для немцев секретом и то, что большинство крымских караимов призывного возраста находились на фронтах в частях и подразделениях Красной Армии. Отмеченное выше указывает на несостоятельность версии о политических расчётах германских властей в отношении крымских караимов.
     Не выдерживает критики и версия о массовом участии караимов в составе подразделений Вермахта и формирований «СС» (?). «Во время войны уступки стандартам расовой чистоты нацисткой Германии были сделаны относительно тех, кто вступал в Вермахт и «СС» - делает заключение У.Грин (указ. соч. 173). В подтверждение вывода приводится письмо некоего высокопоставленного нациста Г.Клопфера генералу СС К.Бранфу, в котором сообщается о 500-600 караимах, якобы служивших в различных войсках Германии (там же, с. 173-174). Информация Г.Клопфера основана на караимских фамилиях, обнаруженных им в некоторых соединениях, формируемых немцами из местных жителей на оккупированных территориях. Оставляя за скобками уровень компетентности Г.Клопфера в знании караимских фамилий (к тому же в письме их приведено всего 5 и не характерных для караимов), значительная часть которых созвучна или даже идентична фамилиям многих тюркских народов, следует указать, что неизвестны конкретные лица из числа караимов, служивших в годы войны в вооружённых силах Германии или её союзников. Зато известно более 650 крымских караимов, воевавших в составе Красной Армии и партизанских отрядах. Установлена численность воевавших по состоянию на начало 2002 года. По минимальным предварительным оценкам общее число сражавшихся в годы войны составляет около 800 человек, т.е. практически подавляющая боеспособная часть крымских караимов СССР. Таким образом, немцам в годы оккупации на территориях Советского Союза по существу мобилизовывать было некого. Что касается караимов-эмигрантов в Европе, то их численность порядка 400 человек предполагала наличие не более нескольких десятков призывного возраста. Почти все мужчины призывного возраста с началом войны были призваны во французскую армию (во Франции находилась самая большая эмигрантская караимская община – около 300 человек). Учитывая близость караимской общины к русским эмиграционным кругам и, что незначительная часть русской эмиграции на начальном этапе войны Германии с СССР рассматривала её, как освобождение России от большевизма и воевали на стороне немцев, не исключено, что отдельные караимы придерживающихся подобных взглядов, могли вступать в фашистскую армию. Однако, таковые ни в отечественных, ни в зарубежных документальных источниках не прослеживаются, хотя нельзя исключить появления единичных фамилий. Такова ситуация по Западной Европе. Относительно Польши известно, что большинство караимов, подлежащих призыву, служили в польской армии, участвовали в отражении агрессии Германии в сентябре 1939 года (военные биографии некоторых из них описаны в цитированной ранее книге М.Зайончковского «Караимы в армии»).
     Ссылаясь на германские официальные документы, У.Грин указывает на подчёркиваемое немцами родство караимов с крымскими татарами. Приводится ряд примеров со ссылками на источники, подкрепляющих версию об одной из немаловажных причин, по которой «не трогали» караимов – чтобы не обидеть крымских татар. Следует в этой связи отметить, что отношение немцев к крымским татарам было не столь однозначным, как это принято в большинстве отечественных источников. Ведь значительная часть крымских татар находилась в частях Красной Армии, немало их было и в партизанских отрядах Крыма (по данным Крымского госархива свыше 550 человек). В ряде татарских деревень к оккупантам относились враждебно и оказывали помощь партизанам. По свидетельству очевидцев к жителям некоторых татарских поселений немцы применяли репрессивные меры, вплоть до уничтожения населённых пунктов и истребления жителей. Так 7 декабря 1943 года были уничтожены все жители (280 человек) деревни Кзыл-Куба и сожжены все строения. Та же участь постигла деревню Усеин-Аджи - большая часть жителей расстреляна, а остальные угнаны в Германию, деревня сожжена. Обе деревни Симферопольского района. (КГА Ф 156, оп 1, д-34, л 32-33). В работе западногерманского историка Патрика фон Мюйлена «Между свастикой и советской звездой» [ Patrik von zur Mühlen „Zwischen Hakenkreuz und Sozetstern". Bonner Schribten zur Politik und Zeitgeschichte. Düsseldorf, 1971] описывается массовое истребление восточных народов СССР в лагерях для военнопленных. «Расисткие преследования» – сообщает автор – «не прекратились до конца войны» (указ. соч. с 49). «Описанное расистское преследование было направлено в первую очередь против тюркско-татарских народов, прежде всего против туркестанцев и татар…» (там же. с. 51). Не случайно образованное в ноябре 1944 г. в Вене «Общество татар и караимов», помимо решения культурно-просветительских, экономических и религиозных проблем, одним из главных направлений своей деятельности считало оказание помощи и, по-возможности, освобождение соплеменников – военнопленных из в фашистских концлагерей. Безусловно, велика заслуга крымских татар и, в особенности, «Берлинского собрания», выступавших в защиту караимов (там же. с. 50). Однако, нацистская тоталитарная система уничтожения, не щадившая и татар, без сомнения, при необходимости не остановилась бы перед уничтожением крымских караимов.
     По мнению У.Грина в значительной мере разделяемом и Ф.Фридманом (получило широкое распространение в еврейских научных, и не только научных, кругах) на окончательное решение немцев по караимам значительное влияние оказала позиция еврейских историков и экспертов Восточной Европы. Их выводы о нееврейском происхождении караимов, продиктованные желанием спасти последних от уничтожения, сыграли, согласно распространённому мнению, если не решающую, то существенную роль в судьбе караимского народа. Ф.Фридман рассказывает о деятельности еврейских учёных и экспертов, осуществлённой по требованию оккупационных властей в Литве, Польше и Украине. Зачастую эти понятия совмещались в одном лице, т.к. «эксперты» – еврейские учёные – специалисты, насильно привлечённые немцами для работы в ERR – Einsatzstab Reichminister Rosenberg – ведомства, помимо прочего, активно занимавшегося конфискацией, принадлежавших еврейским семьям собраний произведений искусства, антиквариата, библиотек и других культурных и исторических ценностей. В задачу экспертов входила оценка конфискованного и его систематизация.
     Ф.Фридман также упоминает о диспуте по караимам, который организовали немцы в Литве между учёным-тюркологом, караимским гаханом С.Шапшалом и экспертом, еврейским учёным З.Калмановичем, который по мнению Ф.Фридмана, специально проиграл научный спор, желая спасти караимов. «Результат был таков, что Калманович, несмотря на свою превосходную учёность, позволил себе быть побеждённым караимским гаханом и согласился в своих тезисах, что караимы не были членами еврейской религиозной общины и не были родственны семитской расе». (Ф.Фридман, указ. соч., с. 110) Знание тюркской проблематики, снискавшее заслуженную известность в научных кругах профессора, доктора наук С.Шапшала не оставляло сомнений в исходе диспута с З.Калмановичем. Если позиция последнего определялась искренним желанием спасти караимов, то недоумение вызывает сам факт его участия в диспуте. З.Калмановичу достаточно было в сложившейся ситуации заранее согласиться с мнением С.Шапшала по рассматриваемой проблеме, которое ему было заранее известно.
     Ф.Фридман, очевидец и участник описываемых событий в 1941-1943 гг, сообщает в работах по караимской тематике, представленных немцам еврейскими учёными М.Балабаном и И.Шиппером в Варшаве, Я.Шаллем во Львове и самим З.Калмановичем в Вильно. Все они содержали схожие выводы о тюркском происхождении крымских караимов. Вероятно, что направленность работ была продиктована, помимо прочего, и желанием помочь караимам избежать геноцида, т.к. изложенное в них противоречило основным положениям, содержащимся в сочинениях большинства еврейских учёных относительно происхождения крымских караимов, однако немцы были с ними знакомы. Они имелись в научных центрах Германии и в немалом количестве содержались в конфискованных еврейских библиотеках. Впрочем, сам Ф.Фридман приходит к следующему выводу: «В любом случае мнения еврейских учёных не много значили для нацистского чиновничества не только из-за их отрицательного отношения к евреям в принципе, но также из за того, что они считали евреев заинтересованной стороной и, непригодными для беспристрастного заключения» (указ. соч., с. 111).
      И всё же, что заставляло фашистское руководство на протяжении Второй Мировой войны возвращаться к проблеме этнической идентификации караимов, проводя детальные, тщательно спланированные исследования, когда в основе своей вопрос был решён ещё до начала войны?! Ответ лежит в самой сути тоталитарной нацисткой системы, базисной основой которой являлась расистская идеология. Тоталитарный характер идеологии, направленной на уничтожение «не-арийцев», не допускал никаких отклонений и исключений, одновременно предполагая всестороннее изучение любой, даже самой незначительной этнической группы, оказывающейся в границах фашистского государства. Разумеется «изучения» и связанные с ними исследования проводились прежде всего с целью получения новых аргументов, подтверждающих теоретические выкладки господствующей расовой концепции, а не желанием исключить ту или иную этническую группу из перечня обречённых на уничтожение. Захват огромных территорий с проживающими на ней десятками различных народов и национальностей, распространение идеологических и законодательных норм, принятых в Германии, на страны союзников инициировало проведение новых исследований по этно-расовой классификации, расширяя и дополняя нацистскую расовую теорию. Не случайно на совещании по окончательному решению еврейского вопроса в берлинском предместье Ванзее 20 января 1942 года (вошло в историю под названием «Ванзейский протокол»), проводимом под руководством Р.Гейдриха, в числе прочего вновь обсуждалось «кто должен считаться евреем» с принятием уточнённого определения. (Шульмейстер Ю. Гитлеризм в истории евреев. Киев, 1990, с. 112). В докладе Р.Гейдриха указывалось на расхождение понимания принадлежности к еврейской национальности в Германии и в странах её европейских союзников: «В приведенных цифрах по различным иностранным государствам учтены, конечно, только евреи по вероисповеданию, так как определение понятия «еврей» по расовым признакам там частично ещё не существует». («СС в действии». Документы о преступлениях СС. Москва, 1968, с. 209)
     Поэтапный захват территорий с компактным проживанием караимов (Польша –1939; Франция – 1940; Литва, Украина, Крым – 1941), расширение и дополнение основных положений расистской теории на протяжении всего периода существования нацизма в Германии, необходимость проведения всё новых расовых проверок и исследований, обусловленных расширяющийся оккупационной зоной, увеличивающийся перечень народов, подлежащих рассмотрению на предмет этнической принадлежности, и, в частности, исповедовавших в различных формах иудаизм (кавказские таты, потомки чалдинов в Грузии, центрально-азиатские джугути, венгерские субботники др.) – всё это объясняет причину проведения нацистами нескольких расовых исследований крымских караимов в годы Второй Мировой войны в соответствии с основанными идеологическими установками третьего рейха.
 
Симферополь
 2004
 
Просмотров: 2129 | Добавил: Kale | Рейтинг: 3.5/6
Всего комментариев: 4
12.03.2010 Спам
4. Сергей (Kale)
Все комментарии и основная полемика по этой статье происходит по ссылке -
http://kale.at.ua/publ....-1-0-43

book book book


12.03.2010 Спам
3. Модератор
Еврею ,понимающему язык караимских книг и надгробий на лешен.
Все Ваши комментарии есть и находятся по ссылке http://kale.at.ua/publ/populjarnoe/samye_chitaemye_materialy/krymskie_karaimy_na_zakhvachennykh_zemljakh_v_gody_vtoroj_mirovoj_vojny/6-1-0-43

Просто эта статья размещена на сайте в двух категориях, по ошибке.
Но ничего менять не будем, потому что обсуждение проходит в двух категориях. И на форуме сайта тоже. Это ошибка модераторов. ИЗВИНИТЕ за неудобство.

P/S/ Никакое мнение или точка зрения в комментариях на сайте не удаляется.


10.03.2010 Спам
2. Интересующийся
http://science.crimea.edu/zapiski/2009/filologiya/uch_22_3fn/172-178.pdf

Как относиться к этой статье


06.03.2010 Спам
1. Ормели
У В. Кропотова много работ по истории крымских караимов и все они отличаются умением дать аргументированный отпор так называемым "ученым" типа Кизиловых, Найманых и иже с ними. Книга отличается не заангажирпованностью, скрупулезным, и творческим подходом автора к проблеме происхождения и истории коренного тюркского народа Крыма. Жалко только одно - недостаточно места, чтобы поместить всю эту прекрасную книгу, к сожалению, ставшею почти недоступной многим желающим.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мини-чат
Важные даты
Праздники сегодня
Погода
Словарик
Хайыр болсын (болсун)! - Всего доброго!
Кyн йахшы! - Добрый день!
Бахышланъыз, джаным - Извините, пожалуйста
Савлыкъ билен кэтыныз (барынъыз)! - Идите со здоровьем! (ответное) - говорит остающийся
Саба (кyн, ахшам, гэджэ) - Пусть будет добрым утро (день, вечер, ночь)
Новые комментарии
В разделе караимы в Великой отечественной войне упомянут мой отец Гаммал Валентин Яковлевич капитан ...

Поздравляю с выходом этой прекрасной книги, Софья Гелиевна! Помню всегда Ваших чудесных родителей!

22 марта 2015года наступил Йыл Баши – Новый год караимского календаря Улуг Ата санавы – Счёт
...

Архив записей
Друзья сайта
  • Газетв крымских караимов Къырым къарайлар
  • Караимы Литвы
  • Караимы Польши
  • Статистика
    Яндекс.Метрика
    SeoMonitor.INFO - Сервис проверки доменов
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    [ Кто нас сегодня посетил ]
    Поиск