02.05.2012 ДЖУФТ КАЛЕ
2 мая караимы пришли отметить в своей святыне Кале в 20-й раз в независимой Украине «Ярты сан» - половину срока между Пасхой и Пятидесятницей. Традиционный сценарий: молебен в храме, трапеза в помещении культурного центра (играет роль дома паломников, прежний разрушен в 1930-е гг.), игры, занятия и дневной отдых детей.
Директор заповедника приказал охране не пускать паломников с детьми в помещение, где ранее закрыл и караимскую выставку.
В храм следует идти с чистым сердцем, открытой душой и добрыми помыслами. Дискриминационный «сюрприз» директора внёс коррективы в праздничное настроение паломников. Молебен пришлось ограничить проповедью. Не уверены, что слова о любви к ближнему, даже злому, которого надо не ругать, а жалеть, дошли до родителей после того, как им предложили разместить маленьких детей (от 1,5 лет) на лужайке без тени при 30 градусах жары и с энцефалитным клещом.
Не пора ли властям пресечь издевательство чиновника над исчезающим малочисленным народом Украины, дискриминацию караимов и провокацию национально-религиозных конфликтов?
СПРАВКА
Усадьба с колодцем (она же усадьба Фирковича) была построена приблизительно в 15-17 в. Здание в типичном для караимских жилищ стиле. Главное здание двухэтажное. На верхнем этаже жили люди, внизу были хозяйственные помещения. По бокам здания – веранды, на обрыв смотрят традиционные три окна (как в караимских домах Тракая).
В середине 19 в., после своего второго путешествия на Ближний Восток в усадьбе селится А. Фиркович, где живет и работает до конца своих дней. Часть помещений усадьбы используется для гостей. Так продолжалось и после постройки дома для приема паломников (он же дом караимских общин, он же дворец).
После того, как в 30-х годах по распоряжению Советских властей был разобран Дворец, усадьба с колодцем остается у караимов чуть ли не единственным местом, где они останавливались с ночевкой, проводили праздники, национально-религиозные обряды, принимали гостей. Свои действия паломники не афишировали, т. к. официально это было запрещено, а знающие работники заповедника об этом помалкивали.
Долгое время усадьба Фирковича находилась в плачевном состоянии, медленно разрушаясь, как и дома Чалборю и Бейма (уже не существующая). Смотрители бывали здесь только в сезон, а осенью-весной здесь не было никого. Об этом писали и предпринимали все возможные меры крымские караимы (особенно семья Дубинских из Бахчисарая).
С 2000 года увеличилось число туристов, Заповедник стал постоянно брать входную плату за посещение крепости, появилась охрана. Тогда нахождение караимов в своем родовом гнезде стало раздражать Администрацию Бахчисарайского Заповедника. Решили их выселить. Сами караимы такому насилию воспротивились. Ассоциация «Крымкарайлар» выступила с рядом резких заявлений и требований. Скандал мог вылиться не только за пределы Крыма, но и Украины. Практически все общины Украины, Литвы, России и Польши, семьи из Австралии и США выразили свою поддержку «Крымкарайлар» и готовность в любой момент прибыть в Джуфт Кале для защиты своих святынь от чиновничьего произвола.
Конфликт удалось погасить принятием рядом компромиссов на уровне крымского правительства, в т.ч. и в отношении усадьбы Фирковича, часть которой была отдана караимам для организации Этнокультурного центра (экспозиция центра была самым посещаемым местом в Кале).
Прошло 12 лет, и со сменой руководства Бахчисарайского Заповедника ситуация снова повторяется, только в роли зачинщика конфликта выступает новый директор В. Науменко.
Пресс-центр Ассоциации крымских караимов «Крымкарайлар»
|